На пике фирмы: Актеры и настоящие фанаты о фильме «Околофутбола»

26 Сентября 2013 | Автор текста: Евгений Левкович
На пике фирмы: Актеры и настоящие фанаты о фильме «Околофутбола»
Актеры «Околофутбола»: Григорий Иванец и Иван Фоминов
© Фото Юлия Чернова
Твитнуть

Полусонные посетители паба Bobby Dazzler в центре Москвы, пришедшие попить утренний кофе, шарахаются от двух парней, стоящих возле барной стойки и одетых по хулиганской моде. «Мы за бухло, нажремся в г…о!» — скандирует один из них, позируя фотографу и поднимая вверх пинту эля. На самом деле Иван Фоминов не пьет: мало того, что в труппе Кирилла Серебренникова это не приветствуется, так к тому же он занят почти во всех вышедших за последний год спектаклях, поэтому времени на ерунду у него нет. Но все остальные манеры типичного парня из околофутбольного движения он перенял: ходит по бару с вызывающим взглядом, с характерно согнутыми в локтях руками, слегка раскидывая плечи в стороны. «Теперь от этих привычек сложно отделаться, — говорит он, а потом неожиданно признается, — да мне они и нравятся. Для меня «околофутбол» — философия отрицания. Это целый мир, живущий по своим законам. Это люди, для которых понятия мужество, честь, братство, чувство локтя — не пустой звук. Парни реально готовы отдать друг за друга жизнь». «Зачем за это вообще отдавать жизнь?» — искреннее удивляюсь я. «А зачем вообще все, что мы делаем?» — пытается философствовать в ответ Иван.

Его партнер по фильму Григорий Иванец, для которого съемки в «Околофутбола» — дебют в большом кино, тоже не до конца отошел от роли. «Три месяца тотального погружения в субкультуру, общения с фанатами, походов на стадион, тренировок — все это, конечно, сильно на меня повлияло», — рассказывает он. Иванец почти каждый день занимался тайским боксом в столичном клубе Golden Glory — популярном, в частности, у бойцов одной из самых сильных околофутбольных фирм ЦСКА. «До этого я никогда не занимался единоборствами, — говорит Григорий, — хотя я спортивный парень, увлекаюсь вейкбордом, кайтом. А тут мне удар поставили, по жбану надавали, то есть я понял, что это такое, даже в каких-то спаррингах побеждать начал. Башка первое время болела жутко, витамины пришлось пить для восстановления, но в целом ощущения нереально крутые. Близкие говорят, что у меня даже взгляд изменился. Я будто стал человеком, постоянно готовым к битве, более того, получающим от этого удовольствие и адреналин».

История первого в России фильма о представителях самой закрытой и одиозной субкультуры — футбольных хулиганах — началась с того, что к Сергею Сельянову пришла молодая выпускница ВГИКа, в прошлом — активная фанатка московского «Спартака». Сценарную заявку, которую она написала, до этого проигнорировали несколько крупных продюсеров — никто не хотел связываться ни с темой, слабо вписывающейся в государственную программу поддержки отечественного кинематографа, ни с непосредственно фанатами, без участия которых производство фильма, ясное дело, было невозможно. Сельянов же рискнул, и уже сейчас, за месяц до премьеры, очевидно не прогадал. «Фильм выходит на восьмистах экранах», — сообщили в кинокомпании СТВ.

Главные герои «Околофутбола» — четверо молодых людей, болеющих и дерущихся за «Спартак», правда, с несколько гротескными для настоящих хулиганов кличками — Мажор, Тичер, Ярый и Бритва. В роли двух последних — Фоминов и Иванец соответственно. «Мы играем парней из самой знаменитой в 90‑х годах «спартаковской» фирмы — Flint’s Crew, — рассказывает Иван. — У моего героя есть совершенно конкретный прототип. Его имя называть не буду, но человек сопровождал меня в течение всего съемочного процесса, консультировал». «Да у нас чуть ли не половина съемочной группы была из числа реальных хулиганов, — добавляет его партнер. — Консультанты, администраторы, помощники, массовка. Известные в околофутбольных кругах люди из топовых спартаковских фирм: Flint’s Crew, Union, «Школа» — человек тридцать всего. История основана на реальных событиях, поэтому это было важно». До участия в фильме Григорий футболом не интересовался вообще, а о субкультуре футбольных хулиганов знал исключительно из официальных СМИ: «Разумеется, думал, что все они — полные отморозки». Теперь Иванец говорит, что полностью изменил свое мнение. «Редко в какой среде встретишь настолько настоящих, без грамма лицемерия и гнильцы людей. И редко где увидишь настолько крепкую мужскую дружбу. Если мой будущий сын захотел бы участвовать в этом, я бы не возражал. Хотя до съемок был бы категорически против».

Иван Фоминов
Фото Юлия Чернова

И Иванец, и Фоминов общаются с «хулз», с которыми познакомились во время работы над фильмом, до сих пор и прерывать связи не собираются. Иван, который уже по собственной инициативе продолжает заниматься боксом в центре единоборств «Русич», где тренируются многие футбольные фанаты, и вовсе говорит, что проникся темой настолько, что остался бы в ней и участвовал бы в драках всерьез, если бы не профессия. «Если бы мне сейчас было семнадцать, я бы не задумываясь связал свою жизнь с околофутбольным движением. Но мне двадцать четыре, да и работа не позволяет. Все-таки, актеру нельзя портить лицо», — с сожалением говорит он, вспоминая, что так и не поучаствовал ни в одном настоящем «забиве». «Мы-то сами хотели разок попробовать, но продюсеры были против. Мы могли получить травмы, и работа бы остановилась. Пришлось во время съемок просить парней, чтобы были с нами полегче».

Григорий Иванец
Фото Юлия Чернова

Герои «Околофутбола» в основном дерутся со своими главными оппонентами из ЦСКА, а в финале — с омоновцами. Для некоторых из участников этих битв, что по сценарию фильма, что в реальной жизни, дело частенько заканчивается больницей, причем переломы рук и ног — далеко не самое страшное, с чем туда попадают. Моих собеседников это не смущает. «Это то же самое, что и кулачные бои на Руси, — говорит Иванец. — Продолжение традиций, просто приправленных современными лозунгами. Не вижу в этом криминала. Девиз одной из самых уважаемых «спартаковских» фирм Union — «Сила и честь». Что в этом плохого? Тем более что простых болельщиков люди, занимающиеся околофутболом, не трогают, они дерутся только между собой. Почему нет?». Я спрашиваю, в курсе ли мои собеседники, что немалая часть хулиганов придерживается ультраправых взглядов. «Конкретно политическими взглядами я не интересовался, — отвечает Фоминов. — Но патриотизм их полностью поддерживаю. В нашей стране часто говорят, что у нас нет национальной идеи. В околофутбольной среде, мне кажется, она присутствует. И это не водка, драки или баня с девками. Я уверен, что именно эти люди в случае чего, не задумываясь, пойдут защищать страну и своих близких». Расстаемся мы на том, что Иван подводит итог всему вышесказанному, вспоминая спектакль «Отморозки», в котором играет: «Главный герой пьесы Захара Прилепина Григорий Жилин произносит такую фразу: «Мне выпало счастье знать людей, с которыми не западло умереть. Я мог бы прожить всю жизнь и не встретить их, а я вот встретил». Весь околофутбольный мир — он именно про это».

Григорий Иванец и Иван Фоминов
Фото Юлия Чернова

На следующий день в спортивном пабе «Джон Донн» я встречаюсь с одним из настоящих хулиганов, участвовавших в съемках «Околофутбола», — мне хочется узнать о фильме с другой стороны, а может, и услышать, наконец, критику. Игравшему в картине одного из оппонентов главных героев Диме Фрэнку из старейшей группировки ЦСКА Red-Blue-Warriors уже за тридцатник, но он до сих пор в деле. Он жадно заказывает себе пинту за пинтой: предыдущий вечер он чересчур шумно провел с соратниками, с утра поехал на стадион, но, несмотря на это, пребывает в бодром расположении духа: ЦСКА выиграл у «Кубани» со счетом 1:0, а «Спартак», чей матч Фрэнк успел посмотреть уже в пабе, сыграл вничью 0:0. «Игра — полное г…о!» — радуется он. В кино его позвали спартаковские знакомые, с которыми в дни дерби ЦСКА — «Спартак» он готов драться до крови, но в обычные дни вполне по-приятельски может общаться. «Мы все давно знаем друг друга в лицо. Конечно, в жизни относимся друг к другу с пиететом. Моя первая стычка с «мясом» случилась, когда мне было еще пятнадцать лет. Ехал с хоккейного дерби и на станции метро «Красносельская» попал на основу красно-белых. Очнулся в отделении милиции с сотрясением мозга. Тогда еще во время драк бутылки использовали, ремни с пряжками, арматуру — сейчас, слава богу, такого нет. Могут, конечно, жестко избить, на голове попрыгать, но без «дерьма», это запрещено, и если кто-то нарушит правило — его свои же потом накажут. А в 90‑е был полный беспредел. До дома я еле дошел. Но после этого, как ни странно, понял, что мне все это дико нравится и что в следующий раз я уже подобного преимущества оппонентов не допущу».

Кадр из фильма «Околофутбола»

О временах «полного беспредела» Фрэнк, тем не менее, вспоминает с некоторой ностальгией. «Сейчас вся тема жестко контролируется органами, — говорит он. — Драки ушли в леса. Кроме того, в них стало гораздо больше спортивной составляющей, чем околофутбольной. Фирмы набирают себе бойцов из спортзалов, боксеров и кикбоксеров, которые и на матчи-то не ходят. Приезжаешь иногда биться — и всего человек пять узнаешь, остальную толпу видишь впервые. Мне это не очень по душе. Я хожу на стадион регулярно, на дерби до сих пор езжу исключительно на метро — только там еще можно получить те самые, настоящие эмоции. Прокатиться своей компанией, человек десять-пятнадцать… Весело. Никакого спорта, тупой хулиганизм. Едешь и тихо ждешь, когда кто-нибудь зарядит что-то типа «ЦСКА — команда г...нов», — и вперед. Про таких, как я, со стороны обычно говорят «отморозок». Ну и окей. Главный кайф — это наткнуться на таких же, как и ты, по-боевому настроенных оппонентов. В день последнего дерби нам повезло — попали в метро на старое «мясное» хулиганье, тоже лет за тридцать всем. И все с такими детскими улыбками махались... Три станции подряд, пока ОМОН в вагон не забежал, и все, как всегда, не испортил».

Что касается проекта «Околофутбола», то Фрэнк вполне бы мог снять фильм о фильме. Он рассказывает, как всех фанатов — человек пятнадцать парней из «армейских» группировок Red-Blue-Warriors, «Ярославка», «Заря» и K.I.D.S. вместе с «мясом» везли в автобусе в Нижний Новгород, чтобы снять сцену массовой драки в метро (получить на это разрешение у начальства Московского метрополитена крайне сложно). «Это вообще редкость, чтобы «кони» и «мясо» проводили время вместе, а тут еще выезд в другой город, — вспоминает Фрэнк. — Съемочная группа от нас вешалась. Везли нас ночью: они, понятно дело, спать хотели, у них работа, а у нас — выездное настроение. По приезде нас поселили в одну гостиницу, что тоже было стратегической ошибкой. Отель был в аду. Съемки заканчивались в пять утра, мы сразу после них — в местный бар, который под угрозой дестроя открывали специально для нас. Ну а там уж кто во что горазд...»

Кадр из фильма «Околофутбола»

В «Околофутбола» Фрэнк снялся в пяти сценах: в драках в метро и в лесу, в драке с ОМОНом, в эпизоде похорон одного из главных героев, которого убивают менты, и в финальной сцене суда над фанатами. У драки в метро, по его рассказам, есть конкретная предыстория. «Это было на станции «Новые Черемушки», год 2004‑й, когда сотка «коней» атаковала примерно такое же количество оппонентов. «Кони» тогда одержали победу». По сценарию фильма в драке тоже побеждают «армейцы». «Для «мяса» было глупо снимать такое кино без главных врагов, — говорит Фрэнк, — а лежать или бегать от них в кадре мы бы не согласились, это уже фантастика получилась бы. Впрочем, надо еще посмотреть, что получилось. Нам обещали, что все будет по-честному, но на съемках лично я такого явного преимущества, которое было у нас на «Новых Черемушках», не заметил».

В кадре дрались не в полный контакт, но все равно жестко. «Договорились так между собой изначально для достоверности, — рассказывает Фрэнк. — Так что в фильме, думаю, все будет смотреться эффектно». С особым удовольствием он вспоминает эпизод стычки с правоохранительными органами. В ней снимались настоящие бойцы ОМОНа, фаны «Спартака» и ЦСКА, в свою очередь, объединяются против них. И хотя эта сцена — полный художественный вымысел, ненависть к оппонентам при погонах у Фрэнка и хулиганов вполне настоящая. «Натерпелись мы от них в начале 90‑х, — говорит он, — пока не обрели силу и не смогли давать отпор. Лупили нас тогда на трибунах ни за что. На съемку многие из наших приехали разгоряченные, и первый прыжок на ОМОН был вполне натуральный. Нам вроде бы говорили, что надо за метр-два перед строем ментов остановиться и дальше просто толкаться, а мы как-то не услышали. Им пришлось отбиваться не понарошку, я вообще фаером в одного бойца попал, хотя надо было рядышком кидать. После чего командир отделения заявил, что если так будет продолжаться, — сниматься его подчиненные не будут, разъедутся по домам. Съемочная бригада запаниковала, все оказалось на грани срыва. Но в итоге отсняли еще два дубля. Пусть с перебором — зато на экране круто должно получиться».

Кадр из фильма «Околофутбола»

Впрочем, хулиганы, и в частности Фрэнк, остались довольны далеко не всем. «Понятно, что кино рассчитано на массового зрителя, поэтому некоторые сцены выглядят слишком стерильно, а некоторые — просто как фантастика», — считает он. По словам Фрэнка, хорошо еще, что режиссера Антона Борматова удалось отговорить от излишней «вандаммовщины» в сцене с дракой в метро. «Консультанты фильма долго убеждали, что это бред. В вагоне во время драки особо не развернешься, кто кого продавил — тот и победил, кунг-фу показать не успеешь. В итоге стекло в вагоне пробиваем огнетушителем, как и было на самом деле. Вообще в фильме, на мой взгляд, не хватает внутренней атмосферы, типичной хулиганской «глумы» — все немного серьезно. Фанатская жизнь — это не только «забивы» в лесах и спортсмены на серьезных «щах». Это еще и атмосфера выезда со всеми вытекающими последствиями — окучиванием проводниц, угаром, вписками, прочими приключениями... Все-таки для многих фанатизм начался именно с выезда».

В качестве примера «типичной глумы» Фрэнк рассказывает, как в нижегородской гостинице каждое утро после ночных съемок хулиганы устраивали «похороны звезд российского шоу-бизнеса». «Там в холле висели портреты знаменитостей — посетителей отеля, — говорит Фрэнк. — Мы их сдирали, ставили на столик перед входом, рядом стопарь водки, кусок черного хлеба — все как полагается. Потом ходили по гостинице строем, несли портрет перед собой, молебны всякие пели. Народ офигевал. Пескова похоронили, Джигудру, Тарзана...» На прощание мой собеседник, находящийся уже навеселе, начинает глумиться вновь: уговаривает менеджера паба Аллу, которая неплохо играет в дартс, сыграть с ним на спор. Условие такое: если проигрывает Фрэнк — он танцует на барной стойке под адскую попсу, если менеджер, то в пабе отменяют показ любого на выбор ее оппонента матча «Спартака» в Лиге Европы, причем за несколько минут до начала трансляции. В итоге на этот раз «мясу» повезло...

«Околофутбола»
Фильм в прокате с 26 сентября.

Твитнуть