«Экипаж»

18 Ноября 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Экипаж»
Дензел Вашингтон и Келли Райли в фильме «Экипаж»
Твитнуть

Режиссер Роберт Земекис
В ролях - Дензел Вашингтон, Келли Райли, Джон Гудман

12 лет после выхода трехчасового «Изгоя» режиссер Роберт Земекис не снимал традиционные фильмы с более-менее внятно изложенной историей и, судя по всему, решил напомнить, как он это умеет делать. Вполне в традиции своей предпоследней работы Земекис предложил зрителю ощутить себя в кресле экшн-аттракциона первые полчаса (ослепительно голая латинская красотка Надин Веласкез из сериала «Меня зовут Эрл», кокаин, полет старого самолета вверх тормашками, бравый 57-летний Дензел Вашингтон с сигаретой в зубах), а затем погрузиться в мир естествоиспытательской бытовухи. «Экипаж» покороче, чем «Изгой», Вашингтон впервые лет за пять увлечен персонажем с точки зрения искусства (получается немного в традиции Форреста Уитакера - со взглядом смертельно больной собаки и причмокиваниями), актеры второго плана (и прежде всего Джон Гудман) играют на грани балагана, но Земекис все контролирует. За кадром, наконец, звучит лучшая музыка последних сорока лет.

После того как пилот Вип Уитакер просыпается в Атланте со своей стюардессой, понятно, что с жестким похмельем нужно разбираться как можно более резво. Перед часовым полетом помогает кокаин, после чего Уитакер прибывает в дождливый аэропорт с гудящей головой, но в приподнятом настроении и даже с некоторым энтузиазмом. В кабине обнаруживается новый молодой напарник с тараканьими усами и бегающими глазками, а на взлете оказывается, что ко-пилот еще и серьезно побаивается вероятной кары Господа. Что касается кары, то она, видимо, насылается на самолет за пьянство Уитакера: жестко выведя лайнер из зоны турбулентности, капитан блаженно вырубается, опрокинув 200 граммов водки вперемежку с соком, но тут отказывает механика подержанного лайнера. Опустим героический эпизод спасения 96 человек из 102-х, которые находились на борту: этот экшн-эпизод кажется едва ли не лучшим в Америке за весь последний год. Мало того, вышел он настолько ловко и удачно, что после его завершения не очень понятно, что Земекису делать дальше - впереди почти два часа выяснений отношений, техэкспертизы и прочего мучительного сора.

В целом понятно, зачем Земекису и его ведущему актеру Вашингтону столь усердно работать в формате заштампованной производственной драмы с яркими моментами алкоголизма (чего стоит рука Дензела, выхватывающая бутылочку водки с минибара) и рядом дерзких шуток на тему семейной жизни мужчины. В последнее время ходило много разговоров, что подлинное искусство кинодрамы перекочевало с больших экранов на телеканал HBO, где ядовитые геи и мизантропы-интеллектуалы плетут интриги «Декстеров», «Безумцев», а также сельских вампиров и прочих занимательных изгоев. Выплывший из мира полуанимационных проектов Земекис живо напомнил, что в формате «кино про изгоя» можно действовать и более расторопно, не жалея изобразительных средств и времени зрителя, который вынужден ерзать в кресле во время той же самой 15-минутной вставки с заседания анонимных алкоголиков. Роберт словно напоминает, что его искусство монтажера историй позволяет разделаться с такой сюжетной линией существенно быстрее, нежели бы это сделали его коллеги с телевидения. Если бы им в руки попал такой мастер актерского гротеска как Вашингтон со всей его изломанной пластикой и ездящими в разные стороны бровями, они бы точно тянули его актерское соло целую серию.

При этом Роберт, как и его персонаж-пилот, картиной «Экипаж» наглядно демонстрирует свою некоторую неуместность в современном мире. Вместе с Вашингтоном они играют свою партию как воссоединенные Led Zeppelin: немного устало, но все равно величественно и звонко. Безусловно, любители картин старой школы с удовольствием оценят все паузы, визуальные красоты и общий нерв «Экипаж», но найдутся и те, кому авиационная мелодрама может показаться фильмом, который как ни парадоксально душен и лишен того самого эффекта полета, чья потеря так тревожит героя Дензела Вашингтона. И страх оказаться перед штурвалом стареющего лайнера один на один без стимуляторов - это как раз один из кошмаров режиссера фильма, который вырвался из своего карамельного мирка детских сказочек для того, чтобы напомнить, что он умеет летать. Безусловно умеет, и это действительно тот самый автор «Форреста Гампа» и «Назад в будущее», визионер и умница, возможно недостаточно оцененный гений. Но стоит предположить, что если Роберт разобрался с таким сюжетом с такой видимой глазу натугой, в следующий рейс с ним отправятся только большие любители кинематографической турбулентности. В наше испорченное снобизмом и переизбытком информации время таких найдется немало, но меньше, чем хотелось вероятному обладателю нового «Оскара».      

Твитнуть