«Грязная кампания за честные выборы»

29 Ноября 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Грязная кампания за честные выборы»
Дилан Макдермотт и Зак Галифианакис в фильме «Грязная кампания за честные выборы»

© imdb.com
Твитнуть

Режиссер - Джей Роуч
В ролях - Уилл Феррелл, Зак Галифианакис, Джейсон Судейкис

Дородный дядя в костюме на крупном плане и в замедленной съемке въезжает кулаком в лицо младенца, немного погодя наносит несколько травм собачке из фильма «Артист», а по ходу действия также имеет бодрый секс в полевой туалетной кабине с фанаткой-чирлидером и соблазняет толстуху-домохозяйку в умиротворенном особнячке оппонента по выборам в Конгресс. Действия кандидата от демократической партии Кэма Брэйди (Феррелл) при этом не кажутся особенно гротескным. В американской (да и в русской тоже) политике лакированные имиджмейкерами до блеска фигуранты от политических партий имели куда более серьезные проблемы - и вот уж они-то точно были из серии «нарочно не придумаешь». В «Грязной кампании за честные выборы», вышедшей в Америке как раз под противостояние Митта Ромни и Барака Обамы, увы, содержится масса надуманных гэгов, впрочем при этом смешных. Для простого зрителя, готового повеселиться над признаниями жирных детей за обеденным столом («позволил козленку полизать письку»), подобная манера повествования стареющего и теряющего остатки здравого смысла комедиографа Джея Роуча (трилогия «Остин Пауэрс», «Знакомство с родителями») вполне приемлема. После порнофильмов с персонажами по имени Барак Обама и Сара Пэйлин в Штатах «Грязная кампания» с ее особой моралью и патологиями кажется лирической зарисовкой из жизни тихого штата Северная Каролина.

По схеме «Кампания» выстроена как классический фильм о политическом восхождении дебила - достаточно вспомнить тот же «Мистер Смит едет в Вашингтон». Здесь также в достатке лучезарных и прянично округлых людей в кадре, а также неистребимой уверенности в счастливом для всех персонажей финале истории. Возможно, фатальное ожидание хэппи-энда как раз и позволяет сценаристам придумывать для своих героев довольно-таки ужасные и почти антисанитарные ситуации. Самый тревожный момент ленты - это когда политический консультант (Дилан Макдермотт) уговаривает своего подопечного Марти Хаггинса (Галифианакис) - усатого инфантила, страшащегося щекотки и известного в школе под кличкой «срун-хохотун» - не обделаться в одном из эпизодов предвыборной гонки. Все прочие препятствия, включая удары в лицо младенцу и по собаке из фильма «Артист», кажутся всего лишь невинными шалостями, вполне простительными двум как следует разгорячившимся в ходе личного противостояния великовозрастным оболтусам.

Мастерство режиссера Роуча, который на территории сортирной комедии действовал неоднократно, заключалось в том, чтобы созданный им балаган по безысходности и тупиковости не выглядел излишне документальным. Именно поэтому мягкотелый усач Галифианакис играет придурочного потомственного республиканца, а словно бы вырубленный из цельного куска граба Феррелл кривляется в образе удобного властям демократа с проблемами интимного свойства. Дети-дегенераты, разной степени испорченности жены, сильно закладывающие за воротник политические консультанты - героев Феррелла и Галифианакиса, играющих на своем привычном уровне, объединяют не только кудрявые дионисийские шевелюры. Парное построение Роуч использовал и в изображении главных злодеев - корпулентных братьев Мотч сыграли Дэн Экройд и Джон Литгоу, блистающие на фоне китайских заказчиков политического переворота. Азиаты решили по коррупционной линии насытить Северную Каролину своей рабочей силой и ради продвижения новых идей им нужен новый конгрессмен-республиканец, чуть более управляемый, чем текущий представитель демократической партии, зажравшийся и шизующий.

Последнее, что приходит в голову по поводу «Грязной кампании», - это то, почему этот ладный, но бессмысленный фильм вообще попал в русский прокат. Вопрос интересный, поскольку картина Джея Роуча, начинавшего простым голливудским техником, попала к нам уже после американских выборов и того, как она собрала свои законные 80 миллионов долларов в прокате. Вполне возможно, скверные анекдоты из жизни американцев, делающих политические ставки фактически на сельских идиотов, должны взывать к генетической памяти славян, готовых припомнить Холодную войну и придурочных агрессоров того периода. Если же «Грязная кампания» предлагается к просмотру с точки зрения искусства, то тут стоит предостеречь: даже камео Джона Гудмана в роли очередного проштрафившегося конгрессмена не превращает картину Роуча в событие года. Во-первых, для полного понимания происходящего нужно знать, кто такие прототипы Мотчей братья Кох (русскому человеку это совершенно необязательно), а во-вторых, Зака Галифианакиса с обнаженным торсом в последнее время было настолько много, что смотреть на него же в свитерах с домиками и синем костюме могут только люди с очень крепкими нервами. В-третьих, американская комедия привычно дарит как раз тот накал страстей и концентрацию безобразного в кадре, что знакомство со зверолюдьми начинает казаться справедливой карой пастве ночных мультиплексов, которая под прессом нешуточного юмора медленно, но верно теряет дар речи в зале.     

Твитнуть