«Джек Ричер»

15 Января 2013 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Джек Ричер»
Розамунд Пайк и Том Круз в фильме «Джек Ричер»

© imdb.com
Твитнуть

Говоря о «Джеке Ричере» Кристофера Маккуори (сценарист «Подозрительных лиц» и режиссер порядком переоцененного «Пути оружия»), в той или иной степени начнешь оценивать Тома Круза. Прежде всего, потому что 50-летний голливудский супермен приобрел несколько иные, стремящиеся к квадрату, пропорции. Это обстоятельство сделало Круза несколько более опасным внешне: он накачался и даже, на субъективный вкус, перекачался, но от мощных банок бицепсов и выпирающего через клетчатую рубашку пресса обаяния ему не прибавилось. Это именно тот Круз, вынутый из трико Капитан Америка и злой неприятный саентолог, который сейчас для критиков выглядит уязвимее всего. Глядя на действия нового экранного персонажа Тома, вспоминаешь его самые странные экранные проявления: например, «Последнего самурая», где Круз впервые отказался много улыбаться в кадре и мощно скрипел челюстями. При этом обстановка в кадре, скорее, располагает к дурачествам зрелого Бельмондо.

Джек Ричер - это герой 17 романов писателя Ли Чайлда (Маккуори поставил свою версию, кажется, на основе девятого из них под названием «Выстрел»), двухметровый детина, бывший армейский дознаватель, который мотается по Америке в поисках неприятностей, лопает нездорового вида стейки в дайнерах и явно очень гордится своим именем, как будто бы заимствованным из индустрии порно. При всех своих мускулах и желваках Ричер крайне скромен в общении с девушками, которые теряются при виде его мужественной фактуры (эпизод с Томом топлесс забавно рифмуется с запальной эротической сценой из «Рока на века») и не очень понимают его истинных намерений. Вполне возможно, Ричер желает героической смерти в процессе ратного подвига, но у него нездорово получается: слишком тренирован и пули отскакивают словно от танковой брони. Закрывая крузовскую тему, заметим, что именно в ходе съемок «Джека Ричера», опуса магнум зрелого артиста, который маялся на съемках в Исландии, от него ушла жена - явно корыстная фифа Кэйти Холмс, которая отчасти выведена в ленте в образе дуры с автозаправки, приятельствующей с торговцем крэком.

Примирение Тома Круза с новым бронированным образом проходило под присмотром помянутого уже режиссера Маккуори, который направо и налево кланяется постановщикам старой школы, ведет действие намеренно неспешно и ставит экшн-сцены так, как будто присматривается: больно его героям или можно врезать посильнее. При том, что немотивированного насилия в фильме в целом не меньше, чем в «Джанго освобожденном», воспринимается он как нежная рождественская открытка - настолько все сделано обстоятельно и ладно. Начиная с открывающего фильм убийства пяти человек шестью выстрелами и заканчивая появлением в кадре гения немецкой режиссуры Вернера Херцога, все говорит о том, что Маккуори призывает зрителей стать свидетелем рождения Франкенштейна (или реально нового Круза). Участие Херцога как специалиста по буйнопомешанным страстотерпцам («Зеленая кобра», «Фицкарральдо») вообще сообщает «Джеку Ричеру» характер чуть ли не философского обобщения на тему судьбы и деятельности Тома в Голливуде.

Тем не менее Маккуори - не немец и не гений, так что он сравнительно ловко выруливает на тему армейской душевности и всеобщей дружбы крутых ветеранов (в том числе, наверное, и маниакального кино). Именно поэтому львиная доля обаяния «Ричера» - это не Круз с его свирепой полуулыбочкой, а Роберт Дювалл в сочной роли деда со стрельбища, который должен открыть секрет, кто же был тем самым снайпером, укокошившим людей на набережной. Сцена знакомства персонажей Круза и Дювалла кажется современной классикой и эталоном демонстрации отношений двух порядком выживших из ума солдафонов. Чуть позже Маккуори скатится совсем уж в комический гротеск, когда Дювалл окажется за рулем грандиозного самосвала, где по идее должен был сидеть Круз. И в этот момент будет опрокинута идея того, что неприятным внешне «старикам» в фильмах действия не место. Еще какое место. На фоне стоеросовых британцев вроде Джейсона Стэтема и прочей списанной в утиль кодлы «неудержимых» 50-летний Том Круз сохраняет в себе серьезность и угрозу, которые могут помочь режиссерам закрывать глаза на свои сценарные провалы и дурнину. В конце концов, кто будет говорить о диких сюжетных линиях, когда на экране Том - еще не дядюшка, уже не «Лучший стрелок», но все еще «Последний самурай». Тот парень, чье тяжкое дыхание за вашей спиной в автобусе заставит вас выскочить на остановку раньше, чем вы рассчитывали.     

Режиссер - Кристофер Маккуори

В ролях - Том Круз, Розамунд Пайк, Роберт Дювалл

Твитнуть
  • Дружить с нами
  • Twitter
  • Facebook
  • Вконтакте
USA|Spain|Japan|MiddleEast|Mexico|Italy|Indonesia|India|Germany|France|Bulgaria|Brazil|Argentina