«Элизиум: Рай не на Земле»

9 Августа 2013 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Элизиум: Рай не на Земле»
Мэтт Дэймон в фильме «Элизиум: Рай не на Земле»

© Imaxtree
Твитнуть

Режиссер — Нил Бломкамп

В ролях — Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли

Все понятно уже по афише: насупленный бритоголовый Мэтт Дэймон будет спасать мир, и этот процесс уж точно обещает почти физическое сопереживание зрителя происходящему. Мэтт относится к категории «плотских» актеров, которых интересуют физические трансформации и «обсаженно» вхождение в образ: чтобы никто ненароком не провел идентификацию самого Мэтта — шокирующе простенького любителя пива из Бостона, совсем не супермена и примерного семьянина, который по роду деятельности иногда выручает планету. «Элизиум» мог стать красивым заявлением киноанархистов и крепко провалиться в прокате, но его постановкой занимались расчетливые люди из Sony. Так что, после двух третей ленты в духе идей Петра Кропоткина начинается жесткое мочилово с участием Дэймона и южноафриканца Шарлто Копли («Район №9»), которые друг другом только бетонные сваи в землю не забивают.

Несмотря на то, что реплик у Мэтта в «Элизиуме» не так уж много, он производит много шума и постоянно активничает на экране: то его облучают радиацией, то вставляют в голову порт для перекачки информации из мозга промышленного магната и властелина роботов (традиционно блестящий Уильям Фихтнер). Герой Дэймона Макс — это редкий вполне разумный и деятельный представитель рабочего класса периода 2154 года. Однако, тема Макса как идеального быка-производителя для новой расы полетариев у Бломкампа начерчена очень схематично. В контексте Дэймона ему было интересно показать героя, который не может уверенно осознать, кто он такой (совсем как герои Мэтта в лентах про Борна), но при этом кажется надеждой и опорой всего и вся. Как ручной тормоз, механизм работы которого, может быть, и неясен большинству водителей, но при парковке они всегда тянут на себя рычаг.

Мировая катастрофа уже произошла, на Земле жизнь сохранилась только в Калифорнии, а мизерный процент людей «высшего сорта» переместился на искусственную планету «Элизиум», на которой есть гравитация, парки во французском стиле и аппараты, моментально врачующие рак. Во время работы на фабрике Макс получает смертельную дозу радиации, но на «Элизиум», где можно спастись, он попасть не может без решительных действий по спасению мира. Помогает ему криминальный авторитет Паук (Вагнер Моура), который предлагает рабочему Максу Да Косте сделку: стать ходячим USB для перекачки информации и последующего полного захвата людьми «Элизиума» под свой контроль.

И все бы ничего, да в голове элегантного магната имеется информация, на защите которой стоит секретарь безопасности «Элизиума» с перекачанными икрами (Джоди Фостер). Почуяв опасность, она активирует бородатого эксцентрика пр имени Крюгер — спецназовца-мутанта с паранормальной живучестью и обаянием Дольфа Лундгрена из «Джонни-мнемоника». Шарлто Копли, который играет Крюгера (фамилия героя дана в честь одиозного южноафриканского политика) полностью отвечает за юмор в фильме, и его персона наверняка возбудит даже тех, кому высокоморальный и нервический фильм совсем не приглянется. Параллельно Бломкамп усиливает мелодраматическую линию: Максу нужно спасти не только себя, но и смертельно больную дочь своей подруги детства.

Наличие умирающей девочки в кадре в принципе показывает, что Нил Бломкамп в своей голливудской работе старается не проиграть любой ценой, и это сильно бросается в глаза. Надо пустить слезу ребенка — пожалуйста, только бы не допустить провала в прокате. Конечно, у Пола Верховена во «Вспомнить все» и «Робокопе» таких персонажей не было, да и время ныне другое. Поскольку сейчас нужно всем все разжевывать и пояснять конкретно, что ты имел ввиду (информации вокруг столько, что за ней не уследить), фантазер Бломкамп и вынужден нам все объяснять, выполнять голливудские ритуалы, и в конце концов брать на главную роль Мэтта Дэймона. А ведь первоначальными кандидатами на роль Макса были Ниндзя из Die Antwoord и Эминем. И как бы тогда выглядел захват «Элизиума»? Так что, пасмурный Дэймон как бы намекает, что вы имеете дело не с анархическим проектом, а с выгодным блокбастером, у которого, может быть, будет и сиквел. Хотя, если по-честному, интересно было бы подробнее разузнать про Крюгера.     

Твитнуть