• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Стивен Содерберг: давай под пятьдесят

17 Января 2012 | Автор текста: Михаэль Агафонов
Стивен Содерберг: давай под пятьдесят
Стивен Содерберг

© Europress Photo Agency/Rex Features

Режиссер, в полной мере открывший миру Джулию Робертс и Джорджа Клуни, привык позволять себе все, что угодно: и сомнительные эксперименты с мизерным бюджетом, и размашистые кинополотна с актерским составом сплошь категории «А»

Стивен Содерберг, 14 января отпраздновавший 49-летие, пожалуй, одна из самых непредсказуемых фигур в современном Голливуде. Его фильмография – поразительно эклектичный список, где блокбастеры вроде «Одиннадцати друзей Оушена» соседствуют со снятыми за гроши экспериментами в духе «Пузыря». В то же время среди его заслуг – создание почвы для независимого кино девяностых после успеха «Секса, лжи и видео» (1988) и раскрытие талантов Джулии Робертс и Джорджа Клуни в полной мере.

Прежде, чем сесть в режиссерское кресло, Стивен Содерберг многие годы работал монтажером и снимал клипы. И лишь только он переключился на работу над собственным кино, он сразу умудрился выпустить то, что называется «проектом мечты». Его дебютная драма «Секс, ложь и видео», рассказывавшая о семейных невзгодах героев Питера Гэллахера и Энди Макдауэлл, не только стала фаворитом в Каннах, но и принесла Содербергу номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.

По словам Содерберга, успех его дебютной картины был палкой о двух концах. С одной стороны он стал лицом новой кино-волны. С другой, восхваления критиков наложили на плечи молодого режиссера огромную ответственность, да и Голливуд в те годы переживал не лучшую свою эпоху – 80-е вошли в историю шумными проектами на один день. А это было явно не то, что умел и хотел снимать Стивен. И он продолжил играть по своим правилам, выпуская ленты, которые оказывались вне поля зрения массового зрителя.

Свой следующий знаковый  фильм Стивену Содербергу удалось снять только через десять лет, когда на экраны вышел «Вне поля зрения» (1998). Особый куш фильм не урвал, зато собрал впечатляющий букет из восторженных отзывов критиков, а затем получил две номинации на «Оскар». А Содерберг и главные актеры ленты (Джордж Клуни и Дженнифер Лопес) моментально оказались в центре внимания. По словам Содерберга, за проект он взялся потому, что увидел отличную возможность скрестить магию независимого кино с мощью крупной студийной постановки.

По сути, именно этим Содерберг продолжает заниматься и по сей день. Так в 2000 году он выпустил основанную на реальных событиях драму о борющейся с мощной корпорацией матерью-одиночкой «Эрин Брокович» («оскароносный» бенефис Джулии Робертс). И в том же году поставил многослойный триллер о наркомире «Траффик» с роскошным актерским составом. Оба фильма стали хитами, хотя такое в карьере Содерберга случается далеко не всегда. И создается ощущение, что режиссер (в отличие от продюсеров) в принципе не ставит перед собой цель снимать кино, которое обязательно станет хитом бокс-офиса. Содербергу куда интереснее играться с линзами, подбирать правильную музыку и аккуратно расставлять акценты в диалогах своих героев, чем считать будущие барыши.

Основная же страсть Содерберга – эксперименты. Один из самых неоднозначных – «Пузырь» 2005 года, рассказывавший о жизни работников фабрики в Огайо. Снятый без сценария (все придумывалось прямо на съемочной площадке), за сравнительные копейки (бюджет составил полтора миллиона долларов) и с непрофессиональными актерами (одного нашли в местном «KFC»), «Пузырь» - совсем не то, что можно ожидать от режиссера, способного трижды собрать звезд категории «А» для саги о друзьях Оушена. Для Содерберга «Пузырь» был в первую очередь возможностью изучить работу современных HD-камер и новые способы выпуска фильмов (картина одновременно дебютировала в кинотеатрах, на DVD и на кабельных каналах).

А уже в следующем проекте Стивен Содерберг отправился в кинопрошлое, принявшись за одну из своих самых кропотливых постановок – снятого по всем канонам классического Голливуда «Хорошего немца» (2006). Детектив, вдохновленный нуар-лентами сороковых годов прошлого столетия, был создан в том же формате, что и старые ленты: те же ракурсы, тот же фокус, те же микрофоны для записи звука, та же афиша. Зрители фильм проигнорировали (6 миллионов сборов против 32-миллионного бюджета), а критики обвинили ленту в том, что стиль тут заменяет сюжет. Но скорее всего это как раз то, чего добивался Содерберг, который подошел к игре с ретро-кино со всей ответственностью.

Постановки Содерберга последних лет продолжают радовать абсолютной спонтанностью. Он то снимет двухсерийный биопик о Че Геваре «Че» (2008) с Бенисио дель Торо в заглавной роли, то превратит порнозвезду Сашу Грей в подающую надежды актрису в «Девушке по вызову» (2009), то подготовит документальную ленту о стенд-ап-комике Столдинге Грее («Все в порядке» 2010 года). Осенью 2011-го Содерберг вернулся к опыту «Траффика», поставив масштабную ленту о смертельном вирусе «Заражение», куда пригласил все сливки современного Голливуда.

А будущим летом режиссер выпустит драму «Волшебный Майк», основанную на прошлом актера Чаннинга Татума, в 19 лет зарабатывавшего на жизнь стриптизом. Сам Татум сыграет наставника героя Алекса Петтифэра (экранного прообраза молодого Татума). Все это очень в духе Содерберга, как-то сказавшего: «Каждый раз, когда делаешь что-то нравящееся людям, сразу хочется напомнить им о том, что не сделай ты ненавистные им вещи, то это хорошее было бы невозможно».

Фильмография Стивена Содерберга:

Волшебный Майк (Magic Mike) (2012)

Нокаут (Haywire) (2012) 

В прошлый раз я видел Майкла Грегга (The Last Time I Saw Michael Gregg) (2011)  

Заражение (Contagion) (2011)

Все в порядке (And Everything Is Going Fine) (2010) 

Информатор! (The Informant!) (2009)

Девушка по вызову (The Girlfriend Experience) (2009)

Че: Часть первая. Аргентинец (Che: Part One) (2008)

Че: Часть вторая (Che: Part Two) (2008)

Тринадцать друзей Оушена (Ocean's Thirteen) (2007)

Хороший немец (The Good German) (2006)

Пузырь (Bubble) (2005)  

Двенадцать друзей Оушена (Ocean's Twelve) (2004)  

Эрос (Eros) (2004)  

К Стрит (K Street) (сериал) (2003) 

Солярис (Solaris) (2002)

Во всей красе (Full Frontal) (2002)  

Одиннадцать друзей Оушена (Ocean's Eleven) (2001)  

Траффик (Traffic) (2000)  

Эрин Брокович (Erin Brockovich) (2000)  

Англичанин (The Limey) (1999)  

Вне поля зрения (Out of Sight) (1998)  

Шизополис (Schizopolis) (1996)  

Анатомия Грэя (Gray's Anatomy) (1996)  

Там внутри (Underneath) (1995) 

Царь горы (King of the Hill) (1993)  

Кафка (Kafka) (1991)  

Секс, ложь и видео (Sex, Lies, and Videotape) (1989)

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно