• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Оскар» 2012: «Лучшая жизнь» от автора вторых «Сумерек»

26 Февраля 2012 | Автор текста: Стейси Андерсон
«Оскар» 2012: «Лучшая жизнь» от автора вторых «Сумерек»
«Оскар» 2012: «Лучшая жизнь» от автора вторых «Сумерек»

© imdb.com

На самом деле, режиссер Крис Вайц, чья инди-драма «Лучшая жизнь» сегодня глубокой ночью пропиарена на «Оскарах» (на статуэтку претендует актер из фильма Демиан Бишир), не планировал снимать «политический» фильм. Его заинтересовала сама по себе человеческая история Карлоса Галиндо, мексиканца в восточном Лос-Анджелесе, который находится в Америке без документов, но тем не менее готов всеми силами выбивать «лучшую жизнь» для себя и своего сына. С точки зрения кассовых сборов картина не особенно прозвучала, зато критики ее полюбили всем сердцем. «Захватывающий фильм, который забирается тебе под кожу», - писал обозреватель Rolling Stone Питер Траверс, который также говорил о «грубой эмоциональной силе» фильма и «монументальной» роли Бишира.

«Лучшая жизнь» - это именно политический фильм, пусть и не в самом прямом и ударном значенииэтого слова. Политический он в том смысле, что открывает для американцев целый огромный мир нелегальных иммигрантов в нынешней США - миллионов сиделок, поваров, садовников и прачек, которых в современном обществе замечать не принято. При этом их драмы стоят многих из тех, что описаны в авантюрных романах: тихие завоеватели Америки в любую минуту могут быть выдворены из страны и первородный страх заставляет их бороться за жизнь любыми методами. Причем эта система человеческих отношений на территории была построена именно политиками, формировавшими иммиграционный кодекс, и ими же будет перестраиваться, поскольку существование людей вроде героя Бишира - против правил морали.

Во время съемок «Лучшей жизни» Вайц (автор вторых «Сумерек» и «Золотого компаса», на секундочку) и Бишир достаточно глубоко погрузились в культуру нелегальных иммигрантов Лос-Анджелеса. Они тусовались вместе с ними и брали интервью у их юристов, а Крис даже посетил центр, где были заключены пойманные нелегалы. Как и все люди, не относящиеся к правым консерваторам, при взгляде на проблему Крис и Демиан пришли к выводу, что все эти 11 миллионов человек никуда из Соединенных Штатов в одночасье не денутся. У них есть работы, дети, друзья, плюс ко всему удалять нелегалов из страны было бы страшно обременительно с моральной точки зрения. Плохо придуманную систему крайне неприятно исправлять при помощи насильственных методов. «У нас не было собственной политической позиции, - говорит Вайц. - Просто когда ты берешь и направляешь на человека камеру, ему трудно не симпатизировать».

Когда же Крис Вайц стал свидетелем постыдных дебатов во время праймериз республиканской партии (кандидаты соревновались, кто из них будет жестче разбираться с нелегалами), режиссер решил приложить все свое влияние и связи для того, чтобы на «Лучшую жизнь» все-таки обратила внимание Киноакадемия. «И все это кончилось актерской номинацей и тем, что Демиан (Бишир, - прим. RS) оперативно вырос в раскрученного киноперсонажа», - вспоминает Вайц.   

Таким образом Крис изменил свой статус в Голливуде (мало кто вспоминает о его ответственности за «Американский пирог») и превратился почти в политического активиста. Вайц наладил контакты с адвокатами иммигрантов и людьми вроде Анжелы Марии Келли и Центра Американского Прогресса - либеральной исследовательской организации, которая связалась с режиссером после прочтения его интервью («Он говорил, что его кино совсем не про политиков и политику, - вспоминает Келли. - А мне подумалось, что «Лучшая жизнь» как раз конкретно про то, от чего Крис поначалу пытался открещиваться»). Фильм Анжеле понравился. «Это, наверное, самый честный и прямой групповой портрет всех этих миллионов «невидимых людей», - говорит активистка, которая увидела в ленте потенциал, способный подстегнуть реформы в отношении статуса в Америке для армии униженных и бесправных. - И мы точно можем сделать «Жизнь» отличным поводом для организации честных политических дебатов».

При помощи Келли режиссер вместе с исполнителем главной роли встретились с рядом политических деятелей высокого уровня. Среди новых собеседников Вайца и Бишира значилась советник Барака Обамы по вопросам эмигрантов Сесилия Муньоз, причем знакомство с ней произошло в Белом Доме. Надо сказать, что Обама несмотря на все его обещания о продвижении иммиграционных реформ пока ничего в этом направлении не сделал и даже не обозначил задачу как приоритетную. «Мы очень хотим, чтобы Обама посмотрел наш фильм вместе с женой, - говорит Бишир. - Эффект будет покруче, чем от блокбастеров, которые они обычно потребляют». Также Келли представила Вайца видному журналисту и обладателю Пулитцеровской премии Хосе Антонио Варгасу, который под видом «иммигранта без документов» сделал прорывный репортаж для New York Times Magazine в 2011 году и чей последний проект «Установленный американец» («Define American») собирал эмигрантов без документов для того, чтобы они рассказывали собственные истории на видеокамеры (почти у половины «нелегальных» иммигрантов в Америке есть вполне легальные родственники).

В последнее время Вайц  и Варгас работали над киносборником «И это Алабама?», в который войдут четыре нонфикшн-истории, иллюстрирующие драконовские меры иммиграционных служб упомянутого в названии штата. «Проблема в том, что мы не  можем войти в положение друг друга», - говорит Варгасу белый фермер в одной из историй «Не эту Алабаму мы хотим». Он говорит о Пако, своем работнике-нелегале и при этом близком друге. «Я сказал его внукам, что они могут относиться ко мне в точности как к своему деду, они мои латинские внучки». Верховный суд США скоро поднимет вопрос относительно того, что штаты, которые будут принимать самые жесткие анти-иммиграционные меры тут же попадет в поле зрения особого отдела администрации Барака Обамы.  

Вайц говорит, что будет продолжать тратить немало времени и сил для того, чтобы иммиграционные реформы все-таки были реализованы. На этой неделе у него есть для этого «Оскары», и о проблеме точно узнает весь мир. Если честно, шансов у Демиана Бишира на победу крайне мало (ему противостоят Джордж Клуни и Брэд Питт). Но надо сказать, что это все равно невероятный успех для актера, которого до 2011 года никто не знал за пределами Мексики и который теперь оказался в одной линейке с Клуни и Питтом плюс Леонардо Ди Каприо и Райан Гослинг. Благодаря этой номинации Бичир стал в одночасье героем 11 миллионов иммигрантов без документов, а также армии любителей кино, которая прошляпила «Лучшую жизнь» в арт-хаусном  прокате, а теперь может наверстать упущенное благодаря Netflix и iTunes. «Я верю в силу кино, которая может рассказать нам о том, кто мы есть, - говорит Бишир. - Фильм очень трогательный, он доводит людей до слез, но в то же время и здорово проветривает сознание».

«Лучшая жизнь»
DVD уже в продаже.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно