• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Грудной сбор: Может ли Kickstarter спасти кинобизнес сегодня?

7 Августа 2013 | Автор текста: Гэри Сьюзман
Грудной сбор: Может ли Kickstarter спасти кинобизнес сегодня?
Брет Истон Эллис

© с facebook-страницы

Уже прошли те годы, когда ты мог стать крутым режиссером, обнулив ради будущего фильма свою кредитную карточку. Фильмы стали дороже, студии все реже обращают внимание на индии-проекты, так что до поры до времени было непонятно, как начинающему режиссеру или маститому когда-то автору с неочевидным для спонсоров проектом нужно искать деньги на свою постановку.

В последнее время немало фильмов с участием знаменитых личностей было запущено благодаря средствам, собранных на интернет-сайтах. Как правило, самые мощные показатели демонстрировал Kickstarter. Прошлым летом режиссер-ветеран Пол Шредер («Американский жиголо») и писатель Брет Истон Эллис («Гламорама») использовали Kickstarter, чтобы собрать 159 тысяч долларов в пользу запуска эротической драмы «Каньоны». А совсем недавно поклонники «Вероники Марс» превратили давно закрытый сериал в фильм, который появится на экранах в следующем году (продюсеры изыскали у фэнов два миллиона долларов всего лишь за два дня). Зак Брафф, который не выпускал режиссерских картин со времен «Страны садов», насобирал на новый проект «Хотел бы я быть здесь» 3,1 миллиона долларов. И, наконец, известный мастер манипуляций Джеймс Франко при помощи конкурирующего с Kickstarter сайта Indiegogo получил 500000 долларов на постановку трилогии, основанной на его серии рассказов «Истории Пало-Альто». В принципе, неплохое вложение.

Собирающие на Kickstarter деньги знаменитости ни за что не отвечают и ничего не гарантируют. Вкладчик не является инвестором и не может рассчитывать на прибыль. Ты помогаешь конкретному человеку работать с тем материалом, который тебе кажется интересным. В крайнем случае, тебе пришлют делюксовый DVD с готовой картиной. За 10 долларов, вложенных в «Истории Пало-Альто» Франко, можно получать новости о том, как идет работа над фильмом. За 10 тысяч долларов можно отметиться в титрах в роли исполнительного продюсера, а также получить право поужинать с самим Джеймсом. Но если прописанные в проекте условия будут нарушены авторами, вкладчики могут отозвать средства, так что чистота эксперимента гарантируется. В конце концов, игра есть игра.

Но, с другой стороны, Kickstarter вызывает и много вопросов. В конце концов, Франко снимается в одном блокбастере за другим, а Брафф провел немало лет в качестве главной движущей силы успешного ситкома. Неужели у них не было личных ресурсов для того, чтобы реализовать заветный выстраданный проект? Если верить Wall Street Journal, сбор денег «с миру по нитке» для проектов знаменитостей уже заставил ворчать и поклонников (им приходится ждать до двух лет прежде чем кредиторы предоставят им готовый фильм), и голливудский люд, которых такой способ коммерции со стороны коллег откровенно бесит. Существуют даже пародийные видео, в одном из которых Брендан Фрейзер из «Мумии» собирает бюджет для фильма-возвращения, спасающего его карьеру.

Будем честны: тот же Зак Брафф не снял фильм полностью на деньги, собранные на Kickstarter. Что-то ему пришлось выложить из собственного кармана, а еще ему помогла продажа прав на показ картины зарубежным дистрибьюторам. Кроме того, сложные схемы позволяют избежать давления студии и снимать картины не в Ванкувере, как обычно делают экономные в мелочах мейджоры, а в Калифорнии. Но при этом Браффу придется платить американцам больше, чем канадцам, которых он мог бы нанять в том же Ванкувере.

Когда-нибудь Kickstarter и похожие сайты должны стать местами вложения капитала для обычных зрителей. В интервью Los Angeles Times Зак Брафф заявил, что в дальнейшем люди должны начать воспринимать кино как перспективное вложение. «Пока это нелегально, — развил далее свою мысль актер и режиссер. — Но есть немало умных людей, которые еще более башковитые, чем я, которые уже все просчитали. И всем уже совершенно ясно, куда мы идем».  

Разумеется, все сказанное Браффом должно помочь знаменитостям продвигать свои проекты для инвесторов (ну а начинающим режиссерам, которых никто не знает, придется придумывать что-то новое). Хотя как к бизнесу к системе краудсорсинга есть немало вопросов: например, неизвестный уровень качества будущего продукта, неясные финансовые перспективы картины в прокате. Ну и, кроме того, можно напомнить, что несколько лет назад как раз по схеме краудфандинга был снят фильм «Змеиный полет» с Сэмюэлом Л. Джексоном, где инвесторам позволили вставлять реплики в диалоги. Результат в итоге вышел крайне сомнительным со всех точек зрения — потому что люди, которые вкладывают деньги в кино, необязательно потом покупают билеты.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно