• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Окей, компьютер: как технический прогресс покорил кинематограф

22 Апреля 2014 | Автор текста: Мэтт Пэтчес
Окей, компьютер: как технический прогресс покорил кинематограф

«Превосходство»


© www.rollingstone.com

«Превосходство» с Джонни Деппом во всю штурмует кинотеатры США, однако на российские же экраны картина выйдет чуть более чем через два месяца. В качестве затравки RS предлагает ознакомиться с историей фильмов о взбунтовавшемся искусственном разуме.

В 1818 году, на фоне протестов луддитов против внедрения технологических инноваций, Мэри Шелли опубликовала первое издание «Франкенштейна» — притчу, отразившую темную сторону научного прогресса. Спустя почти 200 лет в прошлом постоянный оператор Кристофера Нолана Уолли Пфистер дебютировал в режиссерском кресле с картиной «Превосходство», триллером с Джонни Деппом в роли современного аналога монстра Франкенштейна. Шелли и Пфистер используют различные технологии, но посыл один — технофобия.

Как и предсказывала Шелли устами Виктора Франкенштейна, человечество никогда не остановит технический прогресс из-за неудач или попранной морали. А Голливуд никогда не откажется использовать тему футуристического будущего для привлечения зрителя. «Превосходство» пополняет коллекцию фильмов про «злой компьютер», особый поджанр, сочетающий элементы сай-фая и политического триллера. Появление компьютеров в 50-х и 60-х задало новый виток технофобии, так как научные изобретения прочно вошли в нашу жизнь. Абстрактные ужасы стали еще более пугающими, но, что главное для киноиндустрии, более вероятными.

Аутентичность объективной действительности в таких фильмах как «Превосходство», в общем-то, сильно страдает. В картине сознание ученого Уилла Кастера (Депп) загружается в компьютер, прежде чем его организм полностью умрет от передозировки радиацией. В итоге — своеобразная виртуальная версия монстра Франкенштейна: живой, могучий и громоздкий. В завязку действия вполне можно поверить, законы логики на месте, но это все до тех пор, пока невидимость Уилла не заставляет «Превосходство» избавиться от всякого здравого смысла.

Главный недостаток сегодняшних устройств — их ничтожные размеры. Ну кого, скажите, могут испугать микроскопические сенсорные гаджеты и жесткие диски на 100 Гб размером с булавочную головку? Вероятно, из них не может получиться большой злодей. Стэнли Кубрик при создании HAL 9000 из «Космической Одиссеи:2001» черпал вдохновение из школьных компьютеров — колоритных, огромных и немного пугающих машин. Светящийся красный глаз, успокаивающий голос Дугласа Рейна, методичное исполнение приказов — HAL представлял собой божественный разум, лишенный человеческих недостатков. Сай-фай Кубрика и по сей день остается вершиной жанра, просто потому что HAL не преследует злобных целей. Повинны расстояния космических перелетов, недоверие экипажа к компьютеру или мистические силы, окружающие корабль. Но только не HAL. Он просто следует запрограммированной инструкции.

Кубрик был далеко не единственным, кто задавал провокационные вопросы по поводу отношений компьютера и человека. Незадолго до «Одиссеи» математик Лоуренс Н. Вульф написал сценарий эпизода «Ultimate Computer» для сериала Джина Родденберри «Звездный путь». В той серии Кирк, Спок и весь экипаж боролись против корабля Энтерпрайз, контроль над которым захватил искусственный разум. Даже в звездную дату 4279,4 никто не мог представить, что машина предпочтет выполнение миссии человеческой жизни. Никто кроме Спока, который находит что бы то ни было совершенно логичным.

«Колосс: Проект Форбина» был одной из последних успешных попыток сделать кино про бунт компьютера на чистом энтузиазме, не имея на то ни коммерческих, ни технологических средств. После наступила эпоха «Челюстей». На волне политических триллеров того времени, минималистский триллер Джозефа Сарджента показывает, как мощный компьютер, построенный государством для защиты территорий, выходит из подчинения, и теперь этот искусственный интеллект нечем утихомирить. Предназначенный для управления оборонными ракетами и насаждения мира во всем мире, компьютер «Колосс» захватывает всю доступную мощь и начинает господствовать над человечеством. Сардженту удалось создать разговорную драму, где пугает не столько происходящее, сколько перспектива происходящего. То, как «Колосс» проявляет свою безграничную власть, почти всегда остается за кадром, но саспенс от этого только прибавляется, ведь компьютер может продемонстрировать силу в любой момент.

В 70-х и 80-х компьютеры превратились в кибермонстров с усами и чудаковатыми движениями. В «Потомстве демона» (1977) компьютер Proteus IV шантажирует и оплодотворяет Джули Кристи в надежде стать человеком, в то время как «Трон» (1982) представляет властолюбивый искусственный интеллект MCP (Master Control Program) как красного пятиугольного диктатора, парящего в воздухе. Развитие видеоигр предопределило появление фильма «Военные игры» (1983), в котором развертывается ПВП между компьютером, способным управлять боевыми ракетами, и Мэттью Бродериком. Месяц спустя уже Человек из стали сражался с запрограммированными машинами в комичном «Супермене 3». Несколько лет потребовалось для того, чтобы персональные компьютеры стали продуктом массового потребления, но к концу 80-х все в Америке знали — это не к добру.

Хотя технологии и становятся все более крошечными, а получение информации приобрело чрезвычайно частотный характер, противоречивые фильмы о бунте компьютеров продолжают выходить. «Превосходство» не может претендовать на подрывной нигилизм «Колосса» — фильму катастрофически не хватает настоящего злодея. Тот же синдром наблюдался и у его предшественников: «Матрицы», «Обители зла», «На крючке», и даже у глупого «Стелса» Роба Коэна. Все они обрисовывают проблему скрытой угрозы научно-технического прогресса, но делают это слишком размыто и штампованно. С сегодняшней патологической дотошностью Голливуда к самым незначительным деталям, злые компьютеры перестали походить на машины из страшных кошмаров Кубрика и Ко, перестали внушать страх. Чтобы заболеть технофобией сегодня, проще пробежаться по заголовкам газет.

Фильм «Превосходство» в российском прокате с 10 июля 2014 года

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно