• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Зеркало для героев: Тайны происхождения Людей Икс

13 Июля 2014 | Автор текста: Брайан Хайат
Зеркало для героев: Тайны происхождения Людей Икс
Первое издание комиксов о Людях Икс, 1963

В середине 1963 года Стэн Ли был на коне. В сумасшедшем творческом порыве он вместе со знаменитыми художниками Джеком Кирби и Стивом Дитко только что дал жизнь Фантастической четверке, Человеку-пауку, Халку, Тору и Железному человеку, истории о которых издавались в журналах по двенадцать центов. Это были яркие и дерзкие четырехцветные комиксы, ставшие их эквивалентом битловской «I Want To Hold Your Hand» и еще одним знаковым произведением 1963 года. На тот момент Ли было сорок лет, и он совмещал обязанности главного редактора и главного сценариста Marvel Comics. До этого на протяжении двадцати лет он писал сценарии к комиксам о Диком западе, романтических отношениях и, совсем еще недавно, о монстрах по имени Груто, Брутту и Роммбу. Но вернувшись к похождениям супергероев, жанру, который считался практически умершим после его расцвета в сороковых годах, Стен Ли с художниками наконец-то попали в яблочко.

Растущая армия поклонников комиксов Marvel постоянно требовала чего-то нового. Поэтому примерно в то же время, когда Ли составлял новую команду героев под названием «Мстители» и работал над четвертым номером комикса «The Amazing Spider-Man», он сел за печатную машинку на террасе своего дома в Лонг-Айленде, чтобы попытаться выдумать больше персонажей. Сначала он придумал парня, стреляющего лазерными лучами из глаз, человека, создающего лед из ничего, юную девушку с телекинетическими способностями и их наставника-телепата в инвалидном кресле. «Но еще нужно было объяснить, как они получили свои способности, — говорит Ли, которому сейчас девяносто один год. — Ведь это были отдельные люди, никак друг с другом не связанные, так что мне предстояло серьезно попотеть». Он уже использовал сюжетный трюк с радиационным облучением как минимум трижды, поэтому нужно было найти другое решение. «Я выбрал путь наименьшего сопротивления, — говорит он, — Я придумал самое простое решение в мире: они родились такими. Они мутанты!» Он назвал свою команду «Мутанты», но издатель из Marvel сказал ему, что дети не знают этого слова. Тогда Ли остановился на названии «Люди Икс» («Я подумал: у них же есть экстра-способности, а их лидера зовут Профессор Ксавье»). Ли потратил около одного дня на подготовку заявки и еще день на отрисовку выпуска. Кирби, гений бульварной прессы и ветеран Второй мировой войны, выдававший по пять страниц комиксов в день, не выпуская сигару изо рта, разработал дизайн всех персонажей, когда рисовал первую историю.

Художник Джек Кирби, 1963

Все их идеи нашли отражение на страницах первого выпуска комикса «The X-Men», и практически все они легли в основу многомиллиардной кинофраншизы несколько десятилетий спустя (последний на данный момент фильм, «Люди Икс: Дни минувшего будущего», вышел 23 мая): Профессор Ксавье, его школа для одаренных подростков, флиртующие и враждующие мутанты внутри школы, обычные люди снаружи, которые боятся и ненавидят их, даже Магнето — злодей в шлеме, готовый на все ради получения равных прав для мутантов. Первый выпуск вышел сразу после Марша на Вашингтон, и у Профессора Ксавье тоже была мечта. Создав персонажей, вынужденных сталкиваться с предрассудками из-за своих врожденных отличий, Ли включил в основу повествования очень гибкую метафору. «Главной целью было показать, что предрассудки — ужасная штука, — говорит Ли, — Если вы искали какую-то мораль в истории о супергероях, мы ее туда включили!»

Первый выпуск комиксов о Людях Икс, 1963

На протяжении шестидесятых Люди Икс оставались второстепенными героями Marvel. По какой-то причине — возможно, из-за грязно-желтой с синим униформы героев, делавшей их похожими на уборщиков с суперспособностями, — комиксы плохо продавались, и их выпуск был фактически прекращен на пять лет, не считая переиздания старых номеров в 1970 году. Люди Икс вернулись к жизни в 1975-м благодаря сценаристу Лену Уэйну, который помог в создании новых персонажей, в том числе вспыльчивого и страдающего амнезией героя со стальными когтями — Росомахи. Однако Уэйн не мог заниматься проектом в полную силу, и его заменил 24-летний сценарист Крис Клэрмонт, впоследствии проработавший над сценариями для «Людей Икс» на протяжении почти семнадцати лет и определивший наиболее популярный состав команды мутантов.  

Как и герои комикса, Клэрмонт не понаслышке знал, что значит быть аутсайдером. «Я из семьи эмигрантов, — говорит сценарист, приехавший в США из Англии еще ребенком, — В мой первый школьный день я пришел в гольфах до колена, шортах, рубашке, галстуке и свитере. Меня сильно избили за то, что я выглядел как ботан». В своих сюжетах он смешивал сентиментальную тоску мыльных опер с приключениями космических масштабов, при этом уходя в тему предрассудков даже глубже, чем раньше: теперь подростки-изгои, составляющие костяк читательской аудитории комиксов, воспринимали борьбу мутантов как свою собственную. В 1977 году Клэрмонт объединил усилия с пижонистым художником Джоном Бирном, и к началу восьмидесятых годов быть «не таким, как все» стало круто — отчасти благодаря мутантам, которые вдруг стали выглядеть сексуально привлекательными. Они стали первыми альтернативными героями Поколения X (вспомните отсылку к члену команды мутантов Китти Прайд в песне Weezer «In The Garage»). Вскоре серия комиксов «Uncanny X-Men» стала самым популярным изданием Marvel.

Сценарист Стен Ли

К тому моменту Ли проводил значительную часть времени в попытках вывести персонажей Marvel на киноэкраны. Ни один фильм, однако, так и не был снят до середины девяностых, когда Лорен Шулер Доннер — продюсер и жена режиссера фильма «Супермен» Ричарда Доннера — пролистала письменные описания персонажей комиксов о Людях Икс. «Они оказались очень цепляющими, — говорит она. — Особенно Логан, Росомаха. Это был сложный герой с трагической судьбой». Голливуд продолжал сомневаться. «С момента выхода на экран «Супермена» прошли годы, а другие фильмы по комиксам, снятые за это время, не добились такого успеха». В итоге в процесс включилась студия Fox: на тот момент компания Marvel была близка к банкротству, и ее руководство было радо возможности предоставить права на использование любого или даже всех своих персонажей. Место режиссера занял Брайан Сингер («Обычные подозреваемые»), вложивший в метафору о мутанте-изгое новый смысл — протест против гомофобии (во втором фильме мать мутанта задает вопрос: «Ты когда-нибудь пробовал не быть мутантом?»). Первый номер актерского состава был очевиден. «Лорен взяла что-то со своего стола и показала мне, — говорит Патрик Стюарт, в течение семи лет исполнявший роль Жана-Люка Пикарда в сериале «Звездный путь: Следующее поколение», — Я спросил: «Что я делаю на обложке комикса?» А она сказала: «Вот именно».

Другая ключевая роль — Росомахи — отошла к выбранному киностудией Дугрею Скотту. Но после того, как шотландец повредил лодыжку на съемках «Миссии невыполнима 2», Шулер Доннер настояла на смене актера. Они нашли Хью Джекмана, австралийца с театральным образованием, но посчитали, что он слишком высок для этой роли: в комиксе Росомаха коренаст, его рост пять футов и три дюйма. Клэрмонт уже был готов отдать роль Бобу Хоскинсу, но в итоге Джекман покорил его.

Бюджет «Людей Икс» был относительно скромным — 75 миллионов долларов. Но все же на тот момент это был самый амбициозный и серьезный фильм о супергероях, начинавшийся вызывающей сценой в нацистском концентрационном лагере. Когда Сингер показал ранний отснятый материал на фестивале «Comic-Con» фанатам, ждавшим фильма по вселенной Marvel всю свою жизнь, реакция была бурной. «Я помню, как Брайан вернулся с Comic-Con, — говорит Стюарт. — Он сказал: «Это будет мощно». Первый фильм о Людях Икс, вышедший 14 июля 2000 года, наконец-то вывел супергероев Marvel на киноэкраны, спустя почти сорок лет с момента их создания. «Мне он понравился», — говорит Ли. Фильм собрал почти сто шестьдесят миллионов долларов в США, и в течение нескольких лет ленты о супергероях практически наводнили Голливуд. В 2009 году компания Disney купила Marvel за четыре миллиарда долларов.

Почти все создатели и сценаристы, работавшие над серией о Людях Икс, делали всю работу по договорам найма: всеми правами владела Marvel. Компания щедро заплатила Ли, но Клэрмонт и наследники Кирби не получили ни цента. «Я вижу, как написанные мной истории начинают воплощаться в жизнь на экране силами самых талантливых актеров кино, — говорит 63-летний Клэрмонт. — Естественно, было бы здорово заработать на этом. Но такова жизнь».

Второй фильм о Людях Икс, поместивший Росомаху на первый план, был еще лучше и еще успешнее. После этого Сингер был занят на съемках фильма «Возвращение Супермена» для студии Warner Bros. и, не дождавшись его, в 2006 году студия Fox выпустила ставший разочарованием фильм «Люди Икс: Последняя битва», криворукие создатели которого убили некоторых основных персонажей, в том числе Профессора Ксавье в исполнении Стюарта. «Не думаю, что кто-то может быть доволен тем, что его персонажа испаряют», — говорит Стюарт.

В 2009 году был снят отдельный фильм о Росомахе, однако по-настоящему новую жизнь франшиза получила в 2011 году благодаря бодрому фильму «Люди Икс: Первый класс» с новой командой актеров, включавшей Дженнифер Лоуренс и Майкла Фассбендера. Действие фильма было ловко перенесено в атмосферу начала шестидесятых. В основу нового фильма о Людях Икс, режиссером которого выступил Сингер, легла смелая и дорогая в реализации идея: объединить обе команды актеров в киноадаптации истории «Days Of Future Past», созданной Клэрмонтом и Бирном в 1981 году. Ее действие происходит в мрачном будущем, в котором герои становятся жертвами роботов, запрограммированных на полное истребление мутантов.

Новой картине удалось повторить стиль и атмосферу первых двух фильмов Сингера, однако сам он не может заниматься продвижением фильма: перед самым выходом картины двое мужчин подали на режиссера в суд, заявив, что он изнасиловал их, когда они были подростками (Сингер отрицает все обвинения). «Брайан всегда будет моим другом», — уверяет Шулер Доннер. Навредит ли этот скандал фильму? «Надеюсь, нет», — отвечает она.

На очереди другие фильмы о Людях Икс, и центральная тема никогда не теряла своей актуальности, она совершенно очевидна: по словам Стюарта, она была «сильным стимулом» для него и его друга Иэна Маккелена, актера и открытого гея, исполняющего роль Магнето (Майкл Фассбендер играет его в молодости). «При помощи фильма мы боремся с современной проблемой, — говорит Стюарт. — С предрассудками и предвзятым отношением людей к тем, кого они считают отличными от себя. Такие люди должны получить право выражать свою индивидуальность и не должны подвергаться преследованиям за то, что они — другие».      

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно