• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Секс, наркотики, шок и смех: быстрая и грязная история вульгарных комедий

24 Июля 2014 | Автор текста: Мэтт Пэтчес
Секс, наркотики, шок и смех: быстрая и грязная история вульгарных комедий
Камерон Диаз и Джейсон Сигел

© www.rollingstone.com

Капельки шальной спермы используются в качестве геля для волос. Флейтистка из старших классов описывает во всех подробностях ее первый опыт проституции. Истекающий слюной сынок богатых родителей карабкается по лестнице, чтобы поближе разглядеть сочную студентку, но стрела мимолетного взгляда сбивает его с ног. Перечислять можно бесконечно, но ясно одно — жанр «похабных» комедий, уж точно, выпустил еще не все свои соки.

История пошлых фильмов охватывает полный спектр непристойных шуточек и тайных грязных желаний. И в этом году зрителям кинотеатров предложат очередную порцию похабщины от Кэмерон Диаз и Джейсона Сигела — «Домашнее видео: Только для взрослых». То тут, то там выглядывает грудь Диаз, внезапно промелькнут голые ягодицы Сигела — уже это оправдывает рейтинг R. Давно прошли времена, когда цензоры индустрии жестоко контролировали каждый поцелуй, а затем и эра «сексплуатации» невинных голых тел такими людьми как Расс Майерс (создатель «Аморального мистера Тиса», который принес ему миллион долларов). В 1968-м году Американская киноассоциация вводит систему возрастных рейтингов, и границы между тем, что было или не было приемлемо в шоу и театрах, начинают стираться. Именно тогда были посеяны зерна «похабной» комедии.

Семена начали прорастать в начале семидесятых, когда внезапно из ниоткуда появился уроженец Балтимора, любитель тонких усиков и трэша Джон Уотерс. Со скандалом отчисленный из киношколы начинающий режиссер стал прото-панковым поставщиком на экраны всевозможных странностей и эпатажа. Вооружившись камерой, чувством юмора и бесконечной любовью к вульгарностям высшего сорта, он ринулся в бой. Большая часть его фильмографии до фильма «Лак для волос» попадает под определение «комедия» и заставляет зрителя смеялся до коликов в животе. «Розовые фламинго» — его шедевр 1972-го года, в котором пышногрудый драг-квин с голубыми тенями в роли «мамки» чуть ли не зубами вырывает себе титул «самого грязного существа на планете» (Внимание, спойлер: и «мамка» побеждает!). Зоофилия, телесные увечья, нагота, фелляция, пеленочный фетишизм и поедание собачьих фекалий, а также потребление яиц на экране в таком количестве, что «Хладнокровному Люку» даже и не снилось. Фильм стал полночной классикой в пост-хипповской контркультуре. Его легко можно было использовать в качестве лакмусовой бумажки в тесте «как низко ты можешь пасть» смеясь над этими похабными шуточками. «Розовые фламинго» был отвратительным и витальным. Но New Line Cinema находит и выпускает этот фильм, призванный легитимизировать андеграундную переоценку ценностей (в 1997-м году он даже был удостоен переиздания с рейтингом NC-17).

Пока Уотерс находился на пике своей карьеры, боготворившие его работы подростки мастерили собственные комедийные проекты в университетских общежитиях. Пошлых комедий не было бы без The Harvard Lampoon — университетского юмористического журнала со 130-летней историей, который запрыгнул в политический водоворот шестидесятых целым батальоном сатириков. Расовая и гендерная дискриминация, сексуальность, война, литература, экономика, пышногрудые дамы — все эти блюда были сервированы Дагом Кенни и Генри Бердом. Их журнал расходился как горячие пирожки, а сами они относились к своим тупым шуткам как к серьезному бизнесу. Авторам вскоре предложили собственный проект National Lampoon, где редакция засверкала еще большим блеском. Майкл О'Донохью — Микеланджело туалетного юмора, вооружился жанром пародии и с радостью напал на Вьетнамскую войну, подхватив фальшивый тон, заданный в то время журналами типа Playboy.

В 70-е National Lampoon быстро взлетел и влился в общий поток мировой комедии. Журнал взорвал рынок, на пике своей карьеры собирая по 12 миллионов читателей, и начал даже выпускать спин-оффы — альбомы и живые шоу («Лемминги» — его бродвейский хит 1973-го года, открыл миру такие таланты как Джон Белуши и Чеви Чейз). Молодые писатели пробовали себя в сайд-проектах: О'Донохью посвятил свой талант новому комедийному скетч-шоу «Saturday Night Live». Уже тогда National Lampoon выпускал свою сатиру на ТВ, раздвигая рамки комедии для молодых зрителей, и вскоре готовился сделать прыжок в мир большого кино, где можно было развернуть более анархическую деятельность, нежели в прайм-таймовом «SNL».

Написанный авторами Lampoon Дагом Кенни, Крисом Миллером и актером их сценического шоу Харольдом Рамисом, сценарий фильма «Зверинец» был отвергнут всеми студиями в городе. Картину тогда удалось спасти благодаря двадцатитрехлетнему ассистенту Тому Маунту, который убедил начальство в том, что бесконечный гедонизм и возмутительное поведение персонажей этого фильма могли бы превратиться в «лакомый кусочек» для массовой аудитории (в недавнем интервью он признался, что в сценарии все же пришлось успокоить «рвотные рефлексы и возбуждение»). Но цензурированная версия все равно породила волну: герои «Зверинца» отказывались подчиняться всеобщим правилам и публично унижали декана, сопровождая все свои выходки выпивкой, сексом и рок-н-роллом. Вечеринки в тогах подготовлены, студентки топлес стреляют взглядами, слова из трех букв летают в воздухе. Критики вроде Роджера Эберта и Полин Кейл боготворили фильм, который в 1978 году занял третье место в рейтинге самых кассовых картин, сразу после «Супермена». Именно он превратил пошлую комедию в поп-феномен.

Голливуд начал активные разработки нового месторождения. В 1979-м выходит «H.O.T.S.», в котором снялись трое подружек Playboy и Дэнни Бонадьюс. В 1982-м — «Порки», кино-эквивалент классических грязных шуткок со старшеклассницами в душе. В 80-е их многочисленные клоны воспевали испорченность, опуская при этом все остальное. На каждый достойный экземпляр вроде «Мести полудурков» (1984) вы получали дюжину фильмов вроде «Весенний праздник бикини», «Теряя это» (в котором снялся молодой Том Круз), «Голливудские рыцари» и «Студенческие каникулы». Фабричное производство подобного рода фарса в эпоху кассет VCR не знало стыда: это была декада, в которую вышли обе части «Hot Dog: The Movie» (секс и лыжи!) и «Hamburger: The Motion Picture» (секс и фастфуд!), беспощадно вылившиеся на невинную публику.

К концу восьмидесятых создание эротических комедий для подростков перешло в привычку. Изменяющиеся вкусы подрастающего поколения плюс угроза эпидемия СПИДа — все это вынудило Голливуд перейти к более легким версиям похотливой «Порки». «Засуха» продолжалась около десятилетия, пока двое уроженцев штата Род-Айленд Бобби и Питер Фаррелли не обнаружили, что вульгарный юмор может быть не только прерогативой тинейджеров, которые ищут легкого и быстрого секса. Взрослые точно так же впорхнут в кинотеатры, где женщина практикует французский поцелуй с бульдогом, мужчина прищемляет свое достоинство молнией на штанах, а упомянутая выше сперма превращается в гель для волос — но при условии, что все это сделано с душой. В результате мы получаем знаменитую «Все без ума от Мэри» (1998), где Кэмерон Диаз подтверждает свой статус идеальной комедийной актрисы, а Бен Стиллер — короля «туалетного» юмора. Именно тогда «похабная» комедия воскресла.

На протяжении следующих нескольких лет появится ряд олдскульных комедий про секс-похождения студентов («Американский пирог» 1999-го стал классикой) и вечеринки в общежитиях («Старая закалка» 2003-го года — показательный пример). Они задали тон для новых ТВ-шоу и для жанра в целом. Джадд Апатов построил империю на чувственных историях для «тихих парней» в духе «Зверинца», добавив к нему доброту и легкость. Сюжет «40-летнего девственника» (2005) крутится вокруг персонажа Стива Карелла, который ищет свою «мисс совершенство» и романтику, но он также не лишен классических приемчиков, вроде шуток с утренним стояком. Во время экспресс-свидания персонаж Каррелла скручивается от того, что грудь его собеседницы выскальзывает из рубашки с глубоким вырезом. Сцена пьянки превращается в поцелуйно-блевательский бардак (говорят, что из финальной версии фильма вырезали сцену встречи Каррелла с проституткой). Автор был явно больше заинтересован в показе «этих неловких моментов», нежели шока ради шока.

В новом поколении фильмов ко всему вышеперечисленному добавляются диалоги с набитым ртом и унизительными цитатами. «Немножко беременна», «SuperПерцы», «В пролете», «Слишком крута для тебя» — некоторые оказались более откровенными, чем другие, но все они, однозначно, были разработаны в лучших традициях Lampoon и вызывали у зрителя гарантированный смех. Затем, на пике возрождения похабной комедии, появились две новые тенденции: удвоились ставки на «братанство» и гендерную тематику. В этой сфере особенно заметен «Мальчишник в Вегасе» (2009), который держит в напряжении до последних титров. Но его сюжет, крутящийся вокруг насыщенной тестостероном холостяцкой поездки (в которой в какой-то момент «что-то пошло не так») отсылает все к тому же «Зверинцу», где парни намеренно стараются вести себя как можно хуже во имя гонзо-веселья.

Его коллега по жанру, «Подружки невесты» (2011), поменял героев ролями и на этот раз предоставил возможность женщинам насладиться сумасшедшими выходками и беспорядочным сексом. Немногие могли предсказать, что одной из самых знаменательных сцен десятилетия станет эпизод с Мелиссой Маккарти, испражняющейся в раковину в ванной. В то время как статистика говорила Голливуду, что женские комедии не пользуются популярностью, вульгарные «Подружки невесты» уверенно пробирались к победе. Волна ХХ-хромосом медленно подходила к нам с новинкой «С кем переспать?!!» (где две авантюристки решают поднабраться сексуального опыта за время летних каникул перед колледжем) и затем ударила прямо в лицо с «Очень плохой училкой», где Камерон Диаз матерится перед учениками, курит косяки на школьной стоянке и сплетничает о своих коллегах, которые «не любят члены».

Логическим завершением всей этой истории можно считать «Домашнее видео: Только для взрослых», в котором Диаз и Сигал в попытках укрепить семейные узы и подперчить интимную жизнь решают запечатлеть свои любовные игры на камеру. Все отснятое в итоге оказывается в интернете.

Мы проделали долгий путь от драг-квин, пожирающих собачье дерьмо, до Блуто Блутарски, писающего на обнаженную грудь. Вульгарные комедии, словно тараканы, адаптируются к любым условиям и выживают несмотря ни на что. Секс и шок все еще продаются. А платежеспособные клиенты продолжают платить.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно