• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

5 фактов о Бьорк, которые мы узнаем из документальных фильмов цикла «Biophilia»

10 Октября 2014
5 фактов о Бьорк, которые мы узнаем из документальных фильмов цикла «Biophilia»

Бьорк
© fb.com/bjork

Три года назад Бьорк представила миру «Biophilia» — масштабный мультимедийный проект, объединивший музыку, природу и современные технологии — специально для которого, под руководством самой певицы, были изобретены новый тип музыкальной нотации, причудливо оформленные электронные приложения к синглам с альбома, музыкальная образовательная программа для школьников и эксклюзивные инструменты для живых выступлений, дизайн которых был выполнен на заказ.

Бьорк и знаменитый натуралист рассказывают о связи природы и музыки

Процесс подготовки проекта, а также сами живые выступления были запечатлены в двух документальных фильмах («Bjork: Biophilia Live» и«When Björk Met Attenborough»), которые сейчас демонстрируются в нью-йоркском кинотеатре IFC, а со следующей недели стартуют в Лос-Анджелесе, Чикаго, Торонто, Сан-Франциско и также в Японии. Первая картина представляет из себя запись последнего живого выступления Бьорк в лондонском Alexandra Palace в 2013-м году. Вторая кинолента демонстрирует процесс подготовки к шоу, а также несколько занятных интервью с натуралистом Дэвидом Аттенборо и неврологом Оливером Саксом. Как и Аттенборо, сегодня Бьорк жадно увлечена исследованием природы, что помогло ей немедленно найти общий язык с ученым. Певица признается, что восхищалась Аттенборо еще будучи подростком. Сегодня эта симпатия явно взаимна. «Я не люблю слушать твою музыку, если я чувствую себя слишком усталым, — говорит он певице, — Я включаю ее тогда, когда я хочу поразмыслить над чем-нибудь». В «Biophilia» есть еще много всего неизведанного. И две новые картины — хорошее тому подтверждение. Вот пять основных моментов, которые нам удалось для себя из них почерпнуть.

Бьорк и Дэвиду Аттенборо явно комфортно друг с другом

Знакомый закадровый голос Аттенборо открывает «Biophilia Live». В «When Björk Met Attenborough» он же сопровождает Бьорк на экскурсию по Музею естествознания. Забавно наблюдать, как сюрреалистическая певица и почетный британский ученый мгновенно находят общий язык и начинают дискутировать на предмет специфики человеческого голоса. «Человеческая гортань может издавать гораздо больше звуков, чем нам необходимо для речи. И, на самом деле, пение для нас является даже более естественным занятием, нежели речь», — говорит он, на что Бьорк отвечает: «Значит, изначально мы были рождены превосходными джазовыми исполнителями, но весь этот свой дар проболтали».

Бьорк хорошо разбирается в теме

От платьев от Ирис Ван Харпен, вдохновленных микроорганизмами, до изготовленных на заказ и подпитывающихся гравитацией музыкальных инструментов — мультимедийный проект Бьорк продуман до самых мелочей. Как объясняет Аттенборо сама певица, структура ее песен зачастую повторяет встречающиеся в природе конструкции. «Crystalline», например, придерживается жестких и сложных временных рамок, отсылая к плотной и четкой симметрии кристалла. Куплет песни написан в размере 17/8, а ее припев — в размере 4/4, после чего все это «структурируется в куб».

Оливер Сакс доказывает сильную связь между музыкой и мозгом

Писатель и невролог Оливер Сакс появляется в «When Björk Met Attenborough» в камео, затевая дискуссию о том, какое поразительное влияние музыка оказывает на мозг. По словам Сакса, она активизирует ранее не использовавшиеся нервные пути и те области мозга, к которым до этого у нас не было доступа. Ученый демонстрирует последствия влияния музыки на мозг на примере больных слабоумием, рассказывая как некоторые из его пожилых пациентов начинали лучше видеть после сеанса просушивания мелодий из их молодости. «Они начинали улыбаться, подпевать и махать руками в такт музыке». По словам Сакса, эффект от подобной терапии может продолжаться и после выключения музыки. Ученый добавляет, что увлечение Бьорк биологией неотделимо от современной неврологии.

Выставка Бьорк пройдет в Нью-Йоркском музее современного искусства в 2015 году

Хоть поющий трансформатор Теслы и выглядит очень круто, самым ценным инструментом в «Biophilia» является клавесин

Кроме сногсшибательных нарядов, на концертах Бьорк можно лицезреть оркестр абсолютно сумасшедших музыкальных инструментов, таких как поющий трансформатор Теслы (издает более низкий и хриплый звук) или гравитационная маятниковая арфа (представляющая из себя набор запрограммированных струнных грузов), но клавесин, который, как правило, появляется под самый конец шоу, однозначно является самым сложным в обращении прибором. На изготовление громадной цилиндрической арфы дизайнер и мастер Генри Дагг потратил пять лет. Этот инструмент единственный в своем роде. В «When Björk Met Attenborough» Дагг рассказывает, как на программирование одной минуты музыки у него уходил целый день. Вот почему он так настоятельно просит Вьорк быть внимательной — «в игре на инструменте в две с половиной тонны весом нет места импровизациям».

Бьорк до сих пор остается королевой панк-рока

Хоть карьера Бьорк и вступила в стадию ретроспективных проектов, это совсем не означает, что певица утратила свой мятежный дух. Выходя на бис, она до сих пор исполняет свой огненный революционный гимн с альбома 2007 года «Volta» — «Declare Independence», который раньше она посвящала Тибету, Косово или Шотландии. Но на этот раз Бьорк решила вспомнить страну, которая изначально и легла в основу этой композиции: Фарерские острова — крошечный архипелаг между Норвегией и Исландией, который до сих пор официально принадлежит Дании. Остров объявил о своей независимости еще в 1918-м году, за 46 лет до рождения певицы, однако жажда революции до сих пор бурлит в ее крови.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно