• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

КИНОНовости

«Груз 200».Тяжелый случай

«Груз 200».Тяжелый случай
Груз 200

Михаил Трофименков (ИД «Ъ») о том, почему садистский триллер Алексея Балабанова «Груз 200» может так и не выйти в российский прокат.

В тот момент, когда я пишу эту статью, то, что будет с «Грузом 200» Алексея Балабанова, еще непонятно. Все телеканалы вроде бы отказались от него. Прокат в кинотеатрах под вопросом. Были два приватных показа в Москве и Питере для критиков: чтобы поддержали. Вот я и поддерживаю. А как не поддержать? Лучший фильм Балабанова. Сильнейший русский фильм за многие годы. Чудовищный фильм. На моей памяти третий фильм в России сталкивается с подобными проблемами. При Ельцине пытались затормозить «Окраину» Петра Луцика: герои-станичники сжигали офис Газпрома, то есть разжигали классовую рознь. Недавно не давали прокатное разрешение «4» Ильи Хржановского: якобы за мат и голых старух, а на деле за то, что персонаж-торгаш врал, что работает на Лубянке и знает, как Людмила Путина закладывает за воротник. Тут другое. Тут не цензура. Никаких неконтролируемых аллюзий: действие вообще датировано 1984 годом. Просто прокатчикам страшно. Не им одним. Моя жена, посмотрев «Груз 200»,боится брать частника. От песни «В краю магнолий» у меня начинается почти истерика. Невозможно пересматривать перестроечную киноклассику, «Маленькую Веру», «Город Зеро», «Ассу»: по всем по ним режиссер прогулялся. Да что там зрители — Балабанову самому страшно. При первом появлении героя-мента — импотента, садиста, убийцы, моли, крысенка — вешает на небо полную луну. Как в дешевом хорроре. Дескать, это я играю, сейчас придет маньяк. Оберег не помогает. Маньяк приходит и располагается в твоем подсознании. Разлагающийся труп убитого в Афгане десантника — на кровать, рядом с голой похищенной девицей. Поперек — труп чуть посвежее: уголовник, которым маньяк, за дефицитом мужской силы, насиловал заложницу, как до этого насиловал бутылкой. Вокруг — мухи. В соседней комнате безумная мама, похохатывая и прихлебывая водочку, смотрит концерт «Песняров» и открытие съезда КПСС. Красота. Последний штрих маэстро: собственный труп. Миссия исполнена: отымел и убил всех, включая партию родную, ведь жертва — дочь секретаря райкома. Есть, впрочем, вещи пострашнее логовища маньяка. Ментовская облава. Или расстрел в тюрьме. И там и там стреляют без предупреждения.И не маньяки, а люди при исполнении. Страшно уже с первых кадров. Вроде бы ничего особенного. Сидят два брата, пьют пиво, лущат воблу, обмениваются новостями. «А как сын?» «А как дочь?» Тихая классическая раскадровка. Но, глядя на доморощенную верандочку, мягкие движения пальцев, позднюю летнюю зелень, понимаешь, что тебя ждет нечто запредельное. Так Дэвид Кроненберг умеет панорамой пустой комнаты нагнать леденящий ужас. Можно сказать, что фильм исчерпывающе объясняет титр в начале — слова «Груз 200» зияют на кроваво-красной карте СССР. Типа вся страна — груз 200. Но это не фильм о распаде СССР, хотя и о нем тоже. Это фильм о тотальном распаде сознания. И героев, и зрителей. Но жалко не героев и не зрителей. Жалко киноакадемиков, которым судить, достоин ли «Груз 200» «Ник» и «Орлов». А ведь придется давать их именно ему — если по-честному.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно