• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Фильм для Фрэнсис: Чего ждать от первого байопика о Курте Кобейне

28 Января 2015 | Автор текста: Rolling Stone
Фильм для Фрэнсис: Чего ждать от первого байопика о Курте Кобейне
Документальный фильм «Курт Кобейн: Чертов монтаж», премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс», поразил публику своей глубиной и интимностью

© Anton Corbijn

«Мой долг — полностью выжать тебя». Перед мировой премьерой фильма «Курт Кобейн: Чертов монтаж» вы наверняка ожидали услышать знакомые мелодии из репертуара Nirvana из динамиков кинотеатра MARC. Но когда эти строчки из песни «Drain You» доносились до вас за несколько минут до выключения света в зрительном зале, скорее всего, вы даже и не догадывались, насколько пророческим они могут быть. Перед зрителями предстал мультимедийный микс, состоящий из домашней видеохроники Курта Кобейна, его дневниковых записей, рисунков, набросков из записных книжек и многочасовых студийных экспериментов (все это разбавлено вырезками из интервью и кадрами из клипов). Документальная картина Бретта Моргена — это нечто большее, чем просто очередной приятный сюрприз для фанатов Nirvana. Результат девятилетнего коллективного труда, пропитанного любовью, дает зрителям возможность погрузиться в поток сознания художника — начиная с его первых импульсов к творчеству и заканчивая попаданием в тот проклятый водоворот, из которого он так и не сможет найти выхода. К финальному эпизоду фильма (где Кобейн благодарит своих зрителей после выступления на шоу MTV Unplugged) начинает казаться, что вы лично были знакомы с этим человеком. В результате вы покидаете зал полностью эмоционально истощенными.

«Мне просто захотелось подарить Фрэнсис еще несколько часов с ее отцом», — признался Морген во время своей долгой вступительной речи перед началом просмотра картины. В это время сама Фрэнсис находилась в зале вместе с матерью Курта, его сестрой Ким, Крисом Новоселичем и Кортни Лав, которую режиссер лично поблагодарил со сцены за «подлинное доверие». «Попробуйте отыскать еще кого-то, кто бы мог вручить вам ключ от этого хранилища, — прокричал он, — и сказать: «Держи, копайся в моем барахле, делай фильм из всего этого, а потом покажешь, что получилось». При этом сказать, что Морган просто получил неограниченный доступ к личному имуществу семьи Кобейн, будет недостаточно. Среди всего прочего там, например, фигурирует раритетная кинохроника, снятая на узкую 8-мм кинопленку, где белобрысый малыш Курт барабанит по клавишам игрушечного пианино (в четыре года у Кобейна уже были игрушечная гитара, пианино и барабанная установка, плюс свой проигрыватель). В другом ролике он задувает свечи на огромном именинном торте. Также вы сможете лицезреть фотографии, где он изображен угрюмым подростком (закадровый голос Курта при этом рассказывает, как судьбоносная встреча с травой и панк-музыкой помогла ему справиться с чувством глубокого отчуждения). Возможно, вы когда-то мечтали увидеть его свидетельство о рождении или послушать аудиозапись его разговора с вокалистом Melvins Роджером Осборном (о том, какая дыра его родной город Абердин)? Все это здесь есть — наряду с бесконечными страницами дневников, рисунками, перечнями перспективных названий для новых команд (The Reaganites, Hare Lip) и «зачаточными версиями» их будущих хитов.

25 главных фильмов на фестивале «Сандэнс»

Не без помощи членов семьи музыканта, а также его бывшей девушки Трейси Марандер, Новоселича (больше всего в фильме его поразил момент, где Курт в акустике исполняет кавер на песню «And I Love Her» The Beatles) и лично Лав, режиссеру удалось заполнить смысловые пробелы между этими страницами и всем остальным наследием Курта. (И, как ни странно, ни намека на Дэйва Грола. Позже Морген объяснит это следующим образом: он интервьюировал Foo Fighters три недели назад, уже после того, как фильм полностью смонтирован. Возможно, в будущем он дополнит хронику новым интервью ).

«Чертов монтаж» позаимствовал свое название у одного из сборников аудиозаписей, на которые Кобейн записывал всевозможные звуки, голоса, фрагменты диалогов и демоверсии песен. В попытке подкрасться к чему-то более личному Морген решил позаимствовать у их автора этот неоднозначный формат сбора и хранения информации. Однако ключевые и общеизвестные факты из биографии Nirvana (начиная с этапа, когда Курт черпал вдохновение из граффити Кэтлин Ханны, и заканчивая тем, когда (и как) Дэйв Грол присоединился к команде) здесь отсутствуют. Лишь номер телефона Дэвида Гриффена незаметно промелькнет в записной книжке. Даже клип на главный хит группы «Smells Like Teen Spirit» заменен специальной версией в исполнении детского хора.

Зато мы получаем «нефильтрованные» воспоминания Кобейна и массу его набросков, недописанных стихов и бесконечных списков (Кобейн любил формулировать свои идеи в виде списков — начиная от перечня вещей, необходимых для съемок клипа «Smells Like Teen Spirit», и заканчивая планами на день — «взять в кинопрокате «Эдварда руки-ножницы»). Мы узнаем о его отвращении к славе, которое ему внушили бесконечные громкие заголовки, скандальные телешоу и пресные телевизионные допросы. А от интимных подробностей его жизни с женой (в хронике есть кадры, где пара целуется и где беременная Лав демонстрирует свою грудь) становится даже как-то неловко. Эта пара была одурманена любовью и, судя по сообщениям из таблоидов, которые вкрапляет в свой рассказ Морген, не менее сильно одурманена наркотиками. Но это лишь одна сторона медали. Фильм приобретает совсем иное настроение, когда в кадре не появляется Фрэнсис Бин Кобейн. «Фрэнсис жаловалась мне, что люди относятся к ее отцу как к Санта Клаусу, — рассказывал Морген после показа фильма. — Но он не был Санта Клаусом. Я думаю, она поняла это после просмотра картины». Курт оставался заботливым отцом — даже в те моменты, когда его одолевали проблемы со здоровьем, а внешние обстоятельства сталкивали на самый край пропасти. Его безграничная любовь к дочери всегда была общеизвестным фактом, однако кадры, в которых он трогательно валяется с ней на полу, служат тому наглядным подтверждением. Такой Кобейн — уже не «голос поколения». Это настоящий человек, любящий муж и заботливый отец.

Редкие фото Курта Кобейна

Однако некоторые из его отчаянных голосовых сообщений и записей в дневнике с призывами о помощи делают этот фильм невыносимым. Одна из таких записей полностью состоит из повторяющейся фразы «Иди, убей себя». Кульминационным моментом картины можно назвать эпизод, где параллельно с саундтреком вступает закадровый голос журналиста RS Дэвида Фрике, который задает певцу вопрос о его новой песне из альбома «In Utero» «I Hate Myself And Want To Die»: «Ты либо выступаешь здесь в качестве тонкого сатирика, либо тебя действительно занесло в очень темное местечко». На что Курт отвечает многозначительным усмешкой.

Однако, когда режиссеру был задан вопрос, почему он решил не затрагивать тему гибели музыканта, он ответил, что не хотел «восхвалять смерть». «Я хотел восхвалять жизнь», — добавил он. Любой может снять документальный фильм о популярной группе. Но экспериментальный подход Моргена помог ему копнуть намного глубже: после просмотра «Курт Кобейн: Чертов монтаж» создается ощущение, как будто вы пролистали чьи-то личные записи. И вам начинает казаться, что Курту это бы точно понравилось. Готовьтесь встретиться с вашим кумиром c глазу на глаз и узнать его таким, каким он был на самом деле.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно