• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Роль «Логана» в убийстве современных фильмов про супергероев

14 Марта 2017 | Автор текста: Дэвид Фир
Роль «Логана» в убийстве современных фильмов про супергероев

Хью Джеман и Дафна Кин в фильме «Логан»


© 20 Век Фокс СНГ

Все началось с названия — в нем фигурировало просто имя, а не, скажем, «Росомаха IV» или «Человек Икс». Затем появился трейлер, в котором превью будущего фильма было озвучено версией «Hurt» в исполнении Джонни Кэша. Там не было заходов, начинающихся со слов «однажды в мире...», не было гигантских роботов, не было суперкостюмов. Профессор Ксавье в исполнении Патрика Стюарта вообще, можно сказать, мелькнул. Никаких других «Людей Икс» в ролике тоже не наблюдалось. Никаких мегаполисов, которые обычно используются как поле боя. Просто заброшенная электростанция, которая запросто могла возникнуть на пути Безумного Макса, мчащегося по «дороге ярости». У Хью Джекмана была борода. Уже по трейлеру можно было сказать, что все на этот раз будет по другому. И настроение транслировалось вполне себе похоронное. 

Теперь-то мы знаем, что «Логан», последняя часть спин-оффа «Людей Икс» о Росомахе (где, вероятно, состоялось последнее появление Джекмана в его фирменном образе), многими провозглашен лучшим супергеройским фильмом всех времен. Рецензии по большей части востороженные, в первый уикенд в американском прокате было заработано 88,3 миллиона долларов, а в мировом — 240,8. Это хитовый блокбастер по любым стандартам. Вы также, наверное, знаете, что у фильма рейтинг R, и создатели ленты не стеснялись показывать на экране, что случается с человеком, который попадает под лезвия — в самых кровавых деталях. Слышали фразу «голову с плеч»? В фильме все проиллюстрировано самым буквальным образом. Росомаха наконец-то пускается во все тяжкие. Кроме того, в ленте присутствует маленькая девочка, которая с нуля может заводиться до слепой ярости, а также имеет те же кинжалы на руках, что и титульный персонаж. И она пускается во все тяжкие еще хлеще, чем он. 

Публикация от @wponx Мар 3 2017 в 2:37 PST

И если вы смотрели картину, то вы, наверное, в курсе, что самое ценное в ней сгруппировано ближе к финалу. Речь идет не только о том, что концом путешествия опасного фрика становится роль учителя, а о восприятии всех супергеройских картин в целом. Почти во всех рецензиях критиков проговаривается одно и то же — «Логан» является не кинокомиксом, а «настоящим фильмом». Это не релиз для фанатов и не очередная часть, подогревающая интерес к следующим сериям. У нас и без «Логана» в этом году будут победы на эту тему — в ближайшие месяцы выходят новые «Стражи галактики» и «Мстители». Компания Fox нанесла по миру комиксовых героев первый серьезный удар, развивая успех «Дэдпула» и угрюмых героев D.C. Но подлинными героями тут стали режиссер Джеймс Мэнголд и его соавторы сценария Скотт Фрэнк и Майкл Грин, которые при полной поддержке студии вели нас к пониманию того, что мир супергероев — это уже не безопасный для зрителя мир, в котором можно спрятаться. Все стало гораздо сложнее, как бывает всегда, когда заходит речь о новом витке эволюции человечества.

Процесс занял много времени, иногда даже было неясно, изменится ли что-то в мире супергероев. Для тех, кто помнит, когда появился «Бэтмен» Тима Бертона, заметим, что когда-то идея снимать комиксовый фильм средствами обычного кино еще не была дикостью. Это уже потом возникло множество трэшевых имитаций с сосками, проглядывающими сквозь латекс костюмов. Следующим этапом уже были «Люди Икс» в 2000 году — мелодраматический проект Брайана Сингера заставил нас поверить, что возможен серьезный фильм о супергероях, а его действие вполне способно развиваться в мире, очень похожем на реальный. Но почти все, что появилось потом — от первой порции лент про «Человека паука» до инфернально-оперного «Темного рыцаря» Кристофера Нолана — при этом говорило совершенно об обратном. Все эти картины не оставляли реализму в комиксах шансов на жизнь.

Публикация от @wponx Фев 24 2017 в 7:43 PST

Рецензия Питера Траверса на фильм «Логан»

Картины такого типа стали походить на фильмы-аттракционы, которые по духу были скорее жизнеутверждающими, а с моральной точки зрения похожими на современную версию вестернов. Только в ходу были не шляпы, а странные наряды. «Темный рыцарь» по строению вообще напоминал «Человека, который застрелил Либерти Вэланса». Сверхидея состояла в том, что угрюмость и мрак — это новая крутизна. («Темный — новый черный»!). Впрочем, на этой точке процесс развития совсем затормозился. Видимо, авторам кинокомиксов, нашедшим свежие выразительные средства, просто нечего было сказать при их помощи. И как только в Голливуде начали снова считать деньги, авторам лент снова начали диктовать новые условия — нужно было держаться проверенных временем рецептам. Фильмы про супегероев маскировали под известные форматы — военный боевик о Второй Мировой, триллер о теории заговоров, научную фантастику, офисную комедию, просто психоделический трип. Главным было — держаться плана и не смешивать рецепты успеха, которые приводили к понятным последствиям и выгоде. 

Будем честны: Росомаха не выглядел как персонаж, способный открыть форточку и впустить в мир жанра свежий воздух. Он вообще был спорным героем — плохим парнем из комиксов про Халка, который прибивается к отряду супергероев. Его иконический образ до сих пор на обложке мини-сериала из четырех выпусков 1982 года, написанного Крисом Клермонтом и нарисованным Фрэнком Миллером (который несколько лет спустя травмирует Бэтмена). В одной руке у него выпущены лезвия, а другой он манит человека, смотрящего на обложку. «Давай, иди сюда, браток». Джекман сыграл его, используя простую комбинацию чувств — с одной стороны, это мутант, который сам себя боится, а с другой, — шикарный бандит. Он, безусловно, был душевным парнем, но вариаций у образа было немного. Поведение на экране тоже было консервативным. Яростный взгляд, резкое нападение, чувство вины, снова закипающая страсть, и все опять сначала. Даже поклонники Росомахи начинали от него уставать — тем более, что поле битвы за спасение человечества и так было перегружено супергероями с отрицательными качествами. А что, если разружить такой шаблон? Что если дать супергеройскому фильму шанс стать новой «Дикой бандой» или «Непрощенным»?

Обложка первого комикса о Росомахе 1982 года.

Все это было проделано на основе комикса «Старик Логан». В 2029 году кто-то выключил из игры всех мутантов, а остался один Логан, который теперь работает шофером. Он старый и явно скоро умрет, с бойцовскими качествами и регенерацией у него тоже проблемы. К тому же, приходится следить за Профессором Ксавье, у которого деменция и опасные для окружающих неконтролируемые психозы. Однажды на работе человек, ранее известный как Росомаха, оказывается узнан женщиной, которая просит позаботиться о юной мексиканской беженке по имени Лаура (Дафна Кин). «Она такая же, как ты». Следом на горизонте возникает целая частная армия, действующая от лица кого-то, кому понадобилась малышка. 

То, что происходит дальше, вполне вероятно, потребовало внеурочной работы производителей кукурузного сиропа — действие напоминает экстремальные азиатские фильмы, гонконгские боевики, хроники общажных запоев и схватки специалистов по смешанным единоборствам. Трио главных героев пускается в бегство по направлению к раю для мутантов в Канаде, о котором Лаура узнала из... комикса про «Людей Икс» («Там вообще не все, как было на самом деле», — говорит Логан о приключениях). В процессе путешествия до нас начинает доходить, почему Логан круче всех ранее продемонстрированных в кино супергероев. У него особое ощущение собственной смертности, особая упадническая бравада. «Я тоже делаю людям больно, — говорит Лаура человеку, который отлично понимает, что внутри нее сидит прирожденный убийца. — Плохим людям». «Да все одинаковые», — говорит Логан, и его ответ повисает в воздухе. С этим правда ничего не поделаешь — их руки сделаны, чтобы убивать других. 

Джеймс Мэнголд о том, как Росомаха достиг предела жестокости в «Логане»

Другие супергеройские фильмы все-таки построены вокруг вершителей добрых дел в странных нарядах и хаоса вокруг них (то есть по схеме Гражданской войны). «Дэдпул» доказал, что кинокомиксы могут перешагнуть границы рейтинга PG-13 и все равно принести немало денег в прокате. Но последний выглядел не иначе как реклама фильмов про супергероев в целом. Просто он был на них был немного не похож. Никто же не предполагал, что Дэдпул выглядит более взрослым только потому, что на экране больше мата и крови. В «Логане» все совсем иначе — здесь тоже хватает насилия, но даже боевые действия и умерщвление плоти проникнуты печалью, сожалением и гневом. В том числе и яростью относительно того, что конец истории близок. Мы наблюдаем не только за персонажами, но и за их полным отчаянием.

Публикация от @wponx Окт 20 2016 в 7:23 PDT

Такого раньше не было в фильмах про супергероев. Здесь нет и намека на дальнейшую самоэксплуатацию образов, равно как и на старт нового сериала, который выдоит мультиплексы без остатка. «Логан» убивает саму идею того, что конец — это новое начало. Временно, конечно, убивает. Как и во времена персонажа в расцвете сил, фильмы, заряженный на успех любой ценой, быстро залечат проделанные в жанре раны. Но сила фильма «Логан» состоит в том, что он приоткрывает нам дверь в альтернативную реальность, где в мире комиксов уже нет места эскейпизму. И, вполне вероятно, мы как раз на пороге рождения нового типа фильма о супергероях, где персонажи будут не только делать, но и чувствовать. 

«Логан»

Фильм уже в прокате. Саундтрек Марко Бельтрами доступен в iTunes

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно