• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Как «Человек-паук: возвращение домой» подарил миру суперзлодея эры Трампа

13 Июля 2017 | Автор текста: Тим Грирсон
Как «Человек-паук: возвращение домой» подарил миру суперзлодея эры Трампа

Том Холланд, Майкл Китон и режиссер Джон Уоттс 

Людям не свойственно основательно подходить к вопросам развития общества. (Та же ситуация и с голливудскими блокбастерами — как правило, они не могут похвастаться тщательной разработкой образов, поэтому было бы слишком требовать от них ловко уходить от политики и делать так, чтобы герои не напоминали действующих персонажей из мира власти).

Тем не менее, голливудский хит «Человек-паук: Возвращение домой» содержит (возможно, случайно) довольно проницательные доводы относительно проблем в области культуры, которая является одной из главных тем политических дебатов в течение нескольких лет. Она воплощена в образе главного злодея фильма — бизнесмена средней руки, превратившегося в настоящего злобного гения. Речь об Адриане Тумсе, также известном как Стервятник.

Благодаря игре Майкла Китона злодей воплощает в себе весь спектр противоречий и страхов так называемого отчужденного синего воротничка, избирателя среднего возраста белой расы. Может, в реальности они и не такие, но средства массовой информации создали столь убедительный типаж, что, вполне вероятно, создатели ленты попали под его обаяние. Мало того, он еще и оказывается самым сложным и восхитительным героем нового «Человека-паука».

С восхождением Дональда Трампа на политический Олимп, журналисты и ученые мужи за последние несколько лет только и делали, что публиковали обзорные статьи и исследования относительно белых рабочих, пытаясь понять, что зацепило их и почему они сделали именно такой выбор. Для СМИ эта мифическая фигура таинственна и заманчива, как Снежный человек или Лох-Несское чудовище, которых столь сложно изловить. «Возвращение домой» не претендует на достоверность изображения разочарования синих воротничков — это фильм на основе комиксов, а не «Любой ценой» с Крисом Пайном и Беном Фостером — но он делает все возможное, чтобы заставить аудиторию почувствовать боль главного злодея.

Когда на экране впервые появляется Тумс, он запускает спасательную кампанию, призванную очистить Нью-Йорк от последствий эпической финальной битвы во «Мстителях». Это прибыльное мероприятие, поэтому неудивительно, что наш герой потрясен и расстроен, когда узнает, что его услуги больше не нужны. (Тони Старк решил лично наблюдать за работой, объединяясь с правительством США, чтобы создать Департамент контроля над ущербом).

Несмотря на ламентации Тумса о том, что, как и многим трудолюбивым американцам, ему надо кормить семью — правительство от него избавляется. Но вместо того, чтобы, погрузиться в безумие, он решает разобраться со всем этим, тайком используя инопланетные разработки высокотехнологичного оружия для продажи на черном рынке. В процессе он создает летающий костюм, который превратит его в Стервятника.

Никто из задействованных в съемках «Возвращения домой», не осмелился утверждать, что «перезагрузка» «Паука» — это своего рода комментарий к политический ситуации в стране. Но в своих интервью режиссер Джон Уоттс объясняет свое видение «Стервятника»: «Мне очень понравилась идея показать злодеев с проблемами, которые касаются простых людей. Речь идет не о мировом господстве, не о сумасшедшей жажде мести. Речь идет о нехватке денег. Герою хочется выживать и быть полноценным членом общества».

Финансовая стабильность и гордость за свою работу — это ключевые аспекты в речи популистского кандидата, но при просмотре «Возвращения домой», конечно, возникает вопрос мотивации. Ровно настолько, насколько Питер Паркер является обычным школьником, Тумс — это обычный парень, лишенный блеска и зловещего очарования Зеленого Гоблина или доктора Осьминога. Его самым опасным оружием является вера в то, что его сломали. 

Его гнев заставил некоторых комментаторов увидеть параллель в противостоянии жалкого «плохого парня» и сказочно богатого Старка с реальностью. Авраам Райсман из Vulture предположил, что Тумс «является первым суперзлодеем, который, похоже, проголосовал за Трампа», отметив, что «он — парень из рабочего класса. Он давно разбогател [продавая оружие на черном рынке] — и, тем не менее, продолжающий вести себя так, как будто он все еще пролетарий». Персонаж пропитан чувтсвом классовой несправедливости: когда Тумс сталкивается с Паркером в конце фильма, он оправдывает свои злые дела, подчеркивая связь между собой и подростком. Вот его слова: «Богатым и могущественным, таким как Старк, совершенно наплевать на нас». 

Лучше было бы проигнорировать эти прописные истины после выборов, когда бесправные белые воротнички голосовали за Трампа из-за финансовых проблем. Тем более, что эти догадки были развенчаны недавними исследованиями, которые показали, что культурные волнения и страх перемен в Америке были гораздо более сильными факторами для его избирателей. Даже если предположить, что Тумс — прототип избирателя Трампа, этого недостаточно, чтобы заподозрить «Возвращение домой» в попытке гуманизации образа отчужденного белого человека среднего возраста, созданного СМИ.

В фильме Тумс показан как типичный «настоящий американец»: неприхотливый, скромный Джо, который просто хочет обеспечить свою семью и защитить свою малышку. И, как и многие работники, которые наблюдали, сокращение рабочих из-за аутсорсинга, глобализации или упразднение должностей, требующих большого труда, он терпит финансовый крах. Теперь его законные деньги уходят к Тони Старку. 

Это предательство порождает разъедающую горечь в Тумсе, которая только усиливается, когда он вступает в конфликт с супергероем-подростком. Еще одним символом — в сознание Стервятника, во всяком случае—  этого элитарного мира который бросил таких людей, как он на произвол судьбы. По его мнению, Человек-паук — это какой-то сопляк, пытающийся поставить под угрозу источник дохода. Кроме того, любой отец будет опасаться появления у порога парня вроде Человека-паука, который хочет отвезти дочь хозяина дома на танцы. 

На протяжении карьеры актер Майкл Китон активно использовал свое умение изображать обычных парней, у которых энергетика бьет через край. Это качество является ключевым в изображении Тумса, который чувствует себя, как раненая жертва потенциального убийцы. Упивающийся своим отчаянным положений Стервятник считает, что с ним плохо обращались. И в некотором смысле это так, ведь у него нет богатства Старка или сил Человека-паука. Он просто пытался честно жить. И поскольку бесконечно обаятельный Китон играет злодея, мы не хочется думать, что он абсолютно плохой парень. Только затянувшееся негодование, в котором застрял Тумс рушит его моральные ориентиры. И то неприязненное отношение к Человеку-пауку, которое возникло у него в начале, постепенно переросло в навязчивое желание убить центрального персонажа, который так некстати понравился его дочери Лиз (Лаура Харриер).

Популярное восприятие безымянного «сердитого белого работяги» — это такое обобщение, которое слишком опасно применять к Стервятнику. (Кроме того, упрощенное изображение этого персонажа, как и всевозможных фанатиков, не относится к Тумсу, который находится в смешанном браке, имеет черную дочь и многонациональную команду, работающую для него).

В фильме «Человек-паук: Возвращение домой» продемонстрировано реальное сострадание к злодею. И одновременно провозглашается опасность подобных людей для современной экономики. Если бы все сложилось по иному, у Стервятника мог бы быть собственный супергеройский фильм. Представьте себе — лента об аутсайдере, который пытается выжить, используя свою изобретательность, и старается обеспечить своей семье хорошую жизнь. И вдобавок преодолевает трудности на своем пути. К том же это мы видим Стервятника в образе злодея, а он себя воспринимает как жертву. Это трагический персонаж, такие редко встречаются среди антигероев Marvel. Адриан Тумс — это просто доведенный до абсурда образ любого человека, который переживал непростые времена. И фильм в целом рассказывает о том, что вместе с большим гневом в жизнь неприметного мужчины приходит еще и соответствующая ответственноть. Достаточно умная мысль для того, чтобы не превращаться в Стервятников в социальных сетях.

«Человек-паук»

Фильм уже в прокате. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно