• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

КИНОНовости

Сергей Бодров-старший: «Поскреби Путина - и найдешь татарина»

14 Ноября 2007 | Автор текста: Дмитрий Быков
Сергей Бодров-старший: «Поскреби Путина - и найдешь татарина»
Сергей Бодров-старший

© Армен Асратян, www.rollingstone.ru

Режиссер исторического эпоса «Монгол» рассказал RS о конкуренции с якутскими режиссерами, испорченных кинозрителях и общении с шаманами.

Вы сняли фильм о жизни Чингисхана. А как вы относитесь к теории десятилетней давности, что он был русским?

Вы знаете, японцы считают его японцем, корейцы — корейцем, а якуты думают, что он якут. Так что, я полагаю, мой фильм в каждой стране будут переименовывать. В Японии он уж точно выйдет под названием «Японец». А якуты вообще решили собственную картину о Чингисхане снять — меня, кстати, это обстоятельство не пугает. Я вообще сторонник того, чтобы браться за табу.

В смысле ломать табу?

Именно ломать, хоть эта задача иногда превращается в очень неблагодарную. Особенно сейчас, в России, с нашими настроениями. У фильма были предварительные просмотры, народ с интересом реагировал. Но, тем не менее, самый мягкий отзыв был таким: «А зачем вы это сделали-то? Что монголы нам хорошего сделали?» И я тогда говорю: «Слушай, если даже Путин — уж на что патриот, а ты поскреби его, как любого русского, и найдешь татарина. Или монгола».

Говорят, у четверти населения нашей планеты гены Чингисхана.

Ну, это преувеличение. Где-то у шестнадцати миллионов. Это серьезные американские ученые обнаружили ДНК. Очень сильная ДНК, идет из Индии через всю Азию.

И все-таки что же вы, собственно, хотели…

Сказать своим фильмом? (Смеется.) Меня еще, кстати, часто спрашивают, кто мне все это заказал. Во-первых, я люблю интересные истории — слушать их, сочинять, смотреть. А эта история просто классическая: мальчик-сирота, раб, ставший императором. Рабов было миллионы, а императором стал один. Интересно было с этим разобраться. Поначалу задача стояла скромная — фильм будем про мальчика снимать, а в конце просто напишем: потом он стал Чингисханом. Но продюсер Сергей Сельянов, который умеет быть очень практичным, сказал: «Ну нельзя же так».

А продолжение у «Монгола» будет?

Не факт, но в моем договоре пункт о второй части имеется.

Мне рассказывали, что у вас на съемках какая-то история с шаманом случилась.

Ну, перед съемками мы обращались к шаману. Чингисхан-то сам шаманом был. И в этом есть смысл. Перед битвой он уходил на три дня в шатер и не показывался — медитировал. Выходил и говорил: «Я разговаривал с богом. С духами. И они пообещали мне победу».

Ну а вы, получается, последовали его примеру?

Не совсем так. Проблема была в том, что не существует ни одной серьезной картины про Чингисхана. Американцы пытались в 50-е годы сделать — детский сад получился! Японцы вот вместе с нами начали снимать, но у нас выходит четыреста копий, а у них две. Не вышло у них. Нам шаман сказал: «Очень много людей хотели снимать картину, но вы первые ко мне пришли».

А проблем с актерами-монголами не было?

У меня вообще все актеры, кроме двух главных, — монголы. У них их история в крови. Вот, например, в массовке был человек. Двадцать пять лет ему. И он стал моей правой рукой, причем безумно интересно рассказывал про то, как монголы сражались: как на лошади сидели, как меч держали. Я думаю, что раз уж ты делаешь фильм о монголах, то и сам должен стать немного монголом.

А ваш американский опыт на съемках «Монгола» как-то помог?

Конечно. Интересно ведь себя человеком мира ощущать, очень интересно. Россия, конечно, большая страна, но вот наша самодостаточность — мол, мы самые сильные, лучшие, главные, нам никто не нужен, уроды те, уроды эти — это смешно. В мире надо жить спокойно. Что я и пытаюсь делать. На критиков не оглядываюсь.

Вы сказали как-то, что критики — это испорченные навсегда зрители.

Безусловно. В исключительных случаях кинокритик может посмотреть фильм как нормальный человек. Я, конечно, кинематографист, но даже у меня бывает, что я целиком отдаюсь происходящему на экране. А если что-то трогательное, то и слезу пробивает. С «Лабиринтом Фавна» так было, но мой «Монгол» — совсем из другой оперы.

Справка RS

1 Сергей Владимирович Бодров родился 28 июня 1948 года в Хабаровске.

2 Называть режиссера Бодровым-старшим стали после того, как прославился его сын — ныне покойный актер, телеведущий и режиссер Сергей Бодров.

3 До своего отъезда в Америку Бодров-старший поставил культовые перестроечные картины «СЭР (Свобода — это рай)» и «Катала».

4 Как сценарист Бодров участвовал в создании фильмов «Тот, кто влюблен» и «Восток-Запад».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно