• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

КИНОНовости

Невское светлое

Невское светлое
Александр. Невская битва

© www.karofilm.ru

Михаил Трофименков (ИД «Ъ») о садистской исторической драме «Александр. Невская битва»

Меньше всего продюсер Игорь Каленов («Чеховские мотивы», «Два капитана 2») похож на романтика. То, что в большом кино он дебютировал фильмом «Александр. Невская битва», наводит на мысль о патриотической конъюнктуре. Ну и о наглости: вот еще Эйзенштейн нашелся. Между тем безумнее этих съемок в России не было. Начиналось все чинно-спокойно. Утром Каленов собирался снимать для ТВ «Золото Трои», по вечерам - продюсировать «Александра». Через пару недель выгнал со съемок «Трои» исполнителя главной роли (не скажу кого, но это был Леонид Ярмольник), а со съемок «Александра» - режиссера и, как некогда Годар, стал снимать (а сначала переснимать уже снятое) два фильма зараз. И, судя по всему, выиграл это безумное пари. Начало «Александра» - дикое рубилово в лесу: жмудь и прочая чухня наехали на крестоносца. Финал - побоище на Неве. Обе сцены - какие-то непривычные: кажется, вот-вот мозги брызнут. Секрет в том, что рубятся не студенты института физкультуры, как у иных режиссеров, а кристальные безумцы - «реконструкторы» из военно-исторических клубов. Чудо, что без жертв обошлось. На помощь рыцарю поспешает новгородский князь со свитой. Впрочем, «князь» и «свита» - слишком высокий стиль. Просто шалый двадцатилетний юноша, которому дай только подраться, со своими отморозками: вполне, кстати, шекспировские типажи. Тянет ножик из-за пояса Ратмир: ой, какие у него при этом глазки ласковые. Кручинится, что запоздал к раздаче, воевода Миша, этакий товарищ Берия при Александре. Все печалится: демократия заела, в Новгороде без дознания никак нельзя судить и казнить. Поэтому - обходится без дознания. «Подь сюда», и весь разговор, выноси готовенького. Так, волочимый за ноги, покидает кадры божий человек-скоморох, за отсутствием в древнем Новгороде СМИ распространявший об Александре измышления в форме кабацких куплетов. Цитата из «Андрея Рублева», если кто не понял. Каленов кино знает. Если в фильме две бабы, то одна - нежная блондинка, а другая - дикая брюнетка, например. Вообще добро у Каленова специфическое: не то что с кулаками, а с ножичком. Каждые десять-пятнадцать минут оно кого-нибудь отправляет на тот свет. Александр только сплевывает: ну, Миша, неужели нельзя было без этого обойтись? Ведут себя, короче, как герои нуара. Так «Александр» и есть нуар. Заговорщики в катакомбах. Свидетели, пущенные в расход без особой рефлексии. Мясник, утопленный в бочке с рассолом. Шут с отрезанным языком, загибающийся от яда. Татаро-монголы, приехавшие за данью, вообще ведут себя как «крыша», наседающая на подведомственный им автосервис. Типа: попробуй только шведов не победить, от выплаты улизнуть, они-то нам не заплатят. За это можно и красивости неизбежные простить. Но главное, пожалуй, даже не в этом. А в чем - я долго не мог понять. В том, что в фильме о «благоверном князе» нет ни одного попа. И никакой теологии. Александр выбирает союз с монголами, а не со шведами, потому, что вожжа под хвост попала. Самое забавное, что фильм получил благословение патриарха. Впрочем, смеется Каленов, «они же литературный сценарий читали, а не режиссерский».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно