• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Усама, мы не местные: Бигелоу и Боал о «Цели номер один»

19 Февраля 2013 | Автор текста: Логан Хилл
Усама, мы не местные: Бигелоу и Боал о «Цели номер один»
Кэтрин Бигелоу

«Кто она?», — вопрошает армейский офицер в кабинете, полном военных, в одной из сцен нового фильма «Цель номер один» (в российском прокате с 21 февраля, — прим. RS). Мужчины отрывают взгляды от модели Абботабада Усамы бин Ладена, установленной в комнате, и начинают вглядываться в лицо рыжей женщины, стоящей у стены. Джессика Честейн, играющая агента ЦРУ по имени Майя, отвечает за них: «Я — тот ублюдок, который нашел этом место».

«Ублюдками», которые нашли саму Майю, были режиссер Кэтрин Бигелоу и ее сценарист-журналист Марк Боал - те самые люди, которые были задействованы в производстве «Повелителя бури», жесткой военной картины, получившей «Оскар» за лучший фильм в 2009 году. «Цель номер один» по суровости ничем не уступает, только в ее центре находятся не будни элитного отряда саперов, а 10-летняя охота за общепризнанным террористом номер 1. Охота, которую игнорировали публичные политики, все эти Чейни, Буши и Румсфельды. Но детали погони — с пытками, смертями и унижениями сексуального характера — были тщательно восстановлены для одного из самых увлекательных триллеров последних лет и вероятного «оскаровского» претендента. Особенно это касается работы Джессики Честейн, которая еще год назад «наиграла» себе на статуэтку.

Бин Ладен в фильме не появляется, зато имеется лихо восстановленный рейд на Абботабад со съемками с камер ночного видения. Но если нападение на обитель Усамы стала легендарным видеодокументом, то вот о роли во всей это истории агента ЦРУ Майи, вцепившейся в след как ищейка, никто особо не вспоминал.

Менее чем два года назад Кэтрин Бигелоу задумывала совсем другую ленту: в основе должна была быть «проваленная охота на бин Ладена». В том фильме, который Боал и Бигелоу еще планируют снять, события были сгруппированы вокруг членов отряда «Дельта Форс», которые две недели безуспешно гонялись за Усамой по горам и пещерам Тора Бора в Афганистане. Пока команда Бигелоу исследовала натуру, 1 мая 2011 года президент Обама объявил о том, что бин Ладен погиб во время драматичного налета с участием бригады морских котиков и суперсекретного невидимого вертолета. Так что пришлось начинать заново.

Боал — постоянный автор Rolling Stone — снова обратился к своим источникам в среде ветеранов и бывалых разведчиков и начал нащупывать контуры нового сюжета. «После нескольких месяцев бесплодных встреч я по дикому секрету узнал, что женщины в ЦРУ играют очень большую роль и в этой истории в частности, — рассказывает Марк. — Я просто узнал, что в ночь рейда среди офицеров, находившихся на месте развития события, была одна из них. С этого и начался сценарий». В итоге Боал накрутил историю о молодой девушке-агенте, которая была завербована ЦРУ прямо в колледже и фактически всю свою сознательную жизнь провела, изучая Аль-Каиду и охотясь на Усаму бин Ладена. «Я была просто в шоке, когда узнала, что там была женщина и именно ее участие развернуло ситуацию на сто восемьдесят градусов», — говорит Бигелоу. Мономониакальная женщина-воин, по словам Боала, была срисована с реальной персоны, но в ее характере и поступках можно узнать черты и многих других женщин из ЦРУ.

Дуэт Боала и Бигелоу здорово рисковал, поскольку они формировали свой сюжет до того, как историки поставили последнюю точку в описании последних дней бин Ладена. Но затем Боал с облегчением прочитал бестселлер шестой команды морских котиков под названием «Нелегкий день» и обнаружил там действительно крутую героиню женского пола по кличке «Мисс 100 процентов» — прозвище родилось из-за ее полной уверенности в том, что Усама находится в месте предполагаемой атаки. Как и в «Повелителе бури», «Цель» не имеет никаких пафосных монологов людей в форме о войне или терроре. «Когда ты находишься в зоне поражения, — говорит Боал, — то не рассуждаешь о геополитике. Ты просто стараешься не попасть под пули». Тем не менее, фильм получил репутацию противоречивого еще до своего выхода. Колумнист New York Times Маурин Дауд написала, что «фильм безусловно отражает холодную уверенность президента в том, как именно нужно решать проблемы в горячих точках». Консерваторы вообще начали говорить, что фильм является про-обамовским, а нью-йоркский конгрессмен Питер Кинг потребовал полноценного расследования всей истории.

Бигелоу говорит, что ее расстраивало бесконечное чтение высказываний подобного рода, когда она находилась на съемках за тысячи километров от США. «Особенно если учесть, что на тот момент Марк не дописал сценарий», — добавляет режиссер. «Это действительно был год выборов, — вспоминает Боал. — Мы утверждали, что у фильма нет никакого двойного дня, это не партизанская выходка с нашей стороны. Теперь у нас есть фильм, он вышел уже после выборов и может говорить сам за себя». Обама появляется на экране только в одном новостном ролике, где говорит фразу «Америка против пыток». И, кстати, именно его пауза в принятии решения об атаке выводит Майю из себя.

Все прекрасно знают, как заканчивается история. Но не все имею представление, как выглядит сам рейд, съемку которого Бигелоу называет «самый необычный опыт в карьере: почти нулевое освещение, 150 членов съемочной группы, 22 актера, а сверху нужно запустить еще и вертолет». Бин Ладена разоружают и убивают почти в тот момент, когда он появляется. У террориста номер один нет даже прописанных реплик в сценарии. «А ты можешь себя представить на месте тех парней? — спрашивает у меня Бигелоу. — Ты приземлился на вражеской территории. Вертолет вдребезги. Ты выживаешь и прыгаешь на землю. Смотришь и видишь свою цель. Цель номер один. В этот момент у любого в голове пронесется: «Сегодня мир изменится раз и навсегда. И это сделаю я».

Кэтрин Бигелоу
Фильм «Цель номер один» в прокате с 21 февраля.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно