• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Архив RS: Тихий огонь Гэбриела Бирна, ноябрь 1990

12 Мая 2013 | Автор текста: Нэнси Билье
Архив RS: Тихий огонь Гэбриела Бирна, ноябрь 1990
Гэбриел Бирн

© с официального сайта

Гэбриел Бирн совсем не относится к типу актеров, от которых ждут, что они будут «давать Хэмфри Богарта» на чем свет стоит. 40-летний брюнет-ирландец с пронизывающим взглядом обычно играет серьезных мужчин, страстных мужчин, героев на грани нервного срыва. Но когда он снимался в «Перекрестке Миллера» у Джоэла и Итана Коэнов, — истории взаимных подстав со стороны гангстеров-алкашей, — пришлось найти внутри себя и иные скрытые резервы. Например, стать «своим» в мире, где люди обожают наставлять пушки друг на друга. События картины разворачиваются в 1929-м году, а по сюжету ее можно принять за пародию на классического «Мальтийского сокола», хотя таковой она, конечно же, не является. В одной из сцен, по словам Бирна, его герой Том участвует в жесткой разборке со своей гулящей подружкой Верной. Эпизод разворачивается ночью, фактически в дверном проеме. «Шутки ради я как раз решил «дать Хэмфри Богарта», в самом ужасном смысле этого слова, — вспоминает Бирн. — У всех челюсть отвисла, а Итан просто пробормотал что-то вроде: «Слава богу, что ты всю роль не сыграл таким образом»». Бирн улыбается, вспоминая о своей выходке. Актер ценит хорошие истории и умеет со смаком их рассказывать, не упуская возможности поиронизировать и в собственный адрес.

Попивая минералку в ресторане на Манхэттене, Бирн говорит, что Богарт вообще не рассматривался в качестве источника вдохновения для его сухопарого героя Тома — ирландского эмигранта, который становится «правой рукой» Лео (Альберт Финни), грязного политикана из анонимного американского городка 20-х. «На самом деле, я пересмотрел все эти фильмы 20-х с Богартом, Джеймсом Кэгни и Полом Муни, но оттуда нечего было заимствовать», — утверждает Бирн.

Для того, чтобы найти мотивировки для своего персонажа и как следует перевоплотиться в Тома, Бирн ходил в одно кафе в Сохо, чтобы наблюдать за турнирами шахматистов. «Интенсивность и жар, с которыми эти парни рубились за досками, как раз очень мне подходили, — говорит актер, ероша волосы. — Это очень сильно мне помогло». Другим реальным источником вдохновения был таинственный человек, который, по словам Бирна, все время возникает рядом с Папой Римским на публичных мероприятиях. «Ты ничего не знаешь об этом человеке. Но у тебя есть железная уверенность: это парень держит в голове каждую копейку, потраченную Ватиканом. Также, меня еще увлекал Ришелье».

Шахматисты, человек рядом с Папой, кардинал 17 века — довольно неожиданный набор ролевых моделей для актера, который решил сыграть жестокого гангстера. Но, в случае Гэбриела, в его действиях нет ничего удивительного: вся его карьера построена на том, что он совершает какие-то не**нальные действия — «Я всегда выбирал фильмы по двум критериям: они должны быть интересными, а также вне шаблонов». Обладатель аристократической внешности и медального профиля сыграл похотливого алчного отца в «Короле Артуре» (1981), честолюбивого журналиста в «Защите империи» (1985), самого декадентского в истории кино лорда Байрона в «Готике» (1986), а также привлекательного воздушного акробата в «Сиесте» (1987). В последнем фильме Гэбриел сыграл любовника персонажа Эллен Баркин, которая в 1988-м году стала его женой, и теперь у них есть годовалый сын Джек.

Конечно, в том, чтобы выбирать необычные роли, есть определенный риск. За последний десяток лет Бирн сыграл в дюжине фильмов, но ни один из них не был в равной степени успешен как с коммерческой точки зрения, так и в области искусства. Все может измениться, когда на экранах появится «Перекресток Миллера». Такой же визуально изобретательный, как и предыдущие картины Коэнов «Просто кровь» и «Вырастить Аризону», новый проект Джоэла и Итана — это выход на новый уровень в области изображения эмоций. И, несмотря на присутствие в кадре таких монстров актерского цеха как Альберт Финни и Джон Туртурро, именно Бирн является «сердцем» этой картины. Наверное, никто кроме него не смог бы быть сильным и хрупким практически в одно и то же время.

«Я знаю людей вроде Тома — они  все время под обстрелом, у них нет счастья в жизни», — говорит актер. Но работа над персонажем, который все время старается на два шага опередить своих врагов, конечно же, была непростой. «Том — очень сложный персонаж для исполнения, потому что в нем есть тайна, какое-то колдовство, — объясняет Бирн. — Откуда ты знаешь, сколько нужно в этом случае показать на экране, а сколько оставить для того, чтобы остальную часть работы доделало воображение зрителя? Я все время интересовался у Джоэла: «Нет, ну ты думаешь, что люди в зале купятся на это? А может, они просто забьют на моего персонажа и им будут вообще не интересны его мотивировки?». И Джоэл сказал мне: «Нет, этот парень — он мыслитель, он мастер заговора, и он отлично знает, как пользоваться собственной силой»».

О работе с братьями Коэнами — режиссером-постановщиком Джоэлом и продюсером-сценаристом Итаном — Бирн вспоминает с восхищением. «Сценарий был тугой, как пружина, — говорит Гэбриел. — Не было никакого пространства для импровизации. Они оба жутко дотошные и педантичные. Хотя во всем остальном, что не касается работы, братья — самые легкие в общении парни на свете. Они не давят на тебя вне съемок. И еще — они оба дико смешные».

Бирн, не считая того момента с «шоу в стиле Хэмфри Богарта», тоже не против того, чтобы быть смешным. По крайней мере, на экране. «Это все равно, что 90-летнюю монахиню спросить: «А есть что-то, о чем ты сожалела за годы аскезы?», — говорит актер. — Конечно, я с удовольствием проявил бы себя и в комедии». Однако ближе всего к юмористическому жанру он подобрался, когда сыграл парня-дуболома Шелли Лонг в проходном фильме «Снова привет». По словам Марши Гей Харден, которая играет Верну в «Перекрестке Миллера», у Гэбриела есть реальный потенциал для комедии: «Он очарователен, и знает кучу смешных историй про Ирландию». Подумав, Харден замечает, что на съемках в Новом Орлеане ее партнер все-таки был немного замкнутым. «Есть тип парней, которые любят покутить, и все время находится ресторан, в который они тебя потащат со словами: «А здесь мы еще не заседали!». Так вот, Гэйб совсем не такой. Кажется, они любят проводить время вместе с Эллен. Я бы не сказала, что он загадочный. Он — сильный, молчаливый, и сексуальный тип. И кстати, его герой Том, в сущности, по этим качествам от него не отличается».

Одной из причин того, что Бирн не хочет строить жизнь и карьеру по стандартам Голливуда, является то, что к актерскому ремеслу он пришел сравнительно поздно. По первой своей специальности он — археолог. «Я заводился от мысли, что можно отправиться в какую-то экзотическую страну со странным климатом и, например, найти там потерянный город, — говорит Гэбриел. — Но я быстро обнаружил, что мои романтические представления о работе археолога и реальность отличаются чудовищным образом. Ты все время находился под дождем, в грязи, очищал свои находки при помощи маленьких щеточек, на тебя все время орали — и, конечно же, ты не находил этот самый потерянный город». После нескольких лет преподавания испанского — или, как говорит актер, обучения девочек тому, чем в языке отличается прошедшее время от настоящего, а также чтения вслух «Дон Кихота» тем, кому это, в целом, неинтересно — Бирн сделал ставку на свое второе увлечение. Он довольно много играл в любительском театре, а позже его приняли в престижную дублинскую Abbey Theater Company. Далее последовали съемки на телевидении и первая роль в «Эскалибуре» — на момент ее исполнения Гэбриелу Бирну было уже тридцать лет.

«Перекресток Миллера» в контексте истории Бирна кажется его карьерным пиком. Именно картина Коэнов открывала Нью-Йоркский кинофестиваль. «Я даже не нашел сил подумать о том, как эту картину могут принять, — вспоминает Гэбриел. — Это все равно что бросать кости и на что-то всерьез рассчитывать». В последнее время Гэбриел снялся еще в двух фильмах, которые пока не выпущены: триллере «Бриллиантовые головы» и пиратском приключенческом фильме «Битва за остров сокровищ». Поскольку и Бирн, и его жена Баркин являются известными актерами, оба ведут «кочевое существование»: живут то в Нью-Йорке, то в Ирландии, то на съемках. Актер только что вернулся из Лос-Анджелеса, где Баркин снималась в комедии «Подмена», и путь его теперь лежит прямиком на родину. «Ты же всегда можешь свернуть на обочину, — говорит актер. — Просто сходить в парк, где на тебя не пялятся и 5000 человек не захотят разом к тебе подойти». Покачав головой, Гэбриел затем рассказывает истории из жизни клаустрофобического кинокоммьюнити в Лос-Анджелесе. Высшим комплиментом по случаю рождения сына Баркин и Бирна было то, что люди тут же нашли его достаточно привлекательным для съемок. Но Гэбриел был непреклонен: «Спасибо, но роль ребенка ему не очень по душе. Он не хотел бы поломать себе всю будущую карьеру».     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно