• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Джеймс Ван: «Сложно снимать страшное кино без шокирующих сцен»

23 Июля 2013 | Автор текста: Энди Грин
Джеймс Ван: «Сложно снимать страшное кино без шокирующих сцен»
Джеймс Ван

Создатель серии триллеров «Пила», режиссер Джеймс Ван известен тем, что познакомил мир кино с совершенно новым жанром ошеломляюще жестоких фильмов ужасов, которые как противники, так и фанаты режиссера окрестили «порно-пытками». Так что зрителя вполне может удивить отсутствие кровавых рек в его новой ленте «Заклятие», чем-то напоминающей легендарную картину «Ужас Амитивиля» и рассказывающей о семье, поселившейся в доме с привидениями. Как и в последнем фильме Вана «Астрал», в «Заклятии» с первых кадров и до финальных титров зрителя держат в напряжении сразу несколько уровней саспенса.

RS побеседовал с Ваном о его новом фильме, опыте работы над подарившей ему известность «Пилой», а также о любимых фильмах ужасов режиссера и его планах по работе над седьмой частью «Форсажа».

Я только что посмотрел ваш новый фильм в зале, переполненном кинокритиками. Кажется, они не на шутку испугались, так что, думаю, вы справились со своей задачей.

Безумно рад это слышать.

Что сподвигло вас перенести на экран именно эту историю?

Реально существовавшие охотники за привидениями — семейная чета Уорренов. Я слышал о них, когда был еще подростком, учась в старших классах. С тех пор я, можно сказать, активно ими интересовался — кем они были, чем занимались. Я помнил о них все эти годы. Я всегда был уверен, что их история когда-нибудь послужит отличной основой для очень интересной кинокартины.

Вы общались с Лоррейн Уоррен, пока работали над фильмом?

Да. Сценаристы и продюсеры досконально изучили всю историю от начала и до конца вместе с самой Лоррейн, еще до того, как я в полной мере приступил к работе.

Вы верите в сверхъестественное, или относитесь к таким вещам скептически?

Я определенно человек широких взглядов, и к таким вещам отношусь без предубеждений. Мне нравятся выдумки и истории о привидениях. Думаю, они влияют на меня больше, чем на других людей, многие из которые более скептичны, чем я. Думаю, это хорошо, что я в какой-то степени связываю свою жизнь с такими историями. Это помогает мне понимать, что повлияет на зрителей, а что нет.

Наверняка было бы крайне сложно работать над фильмом, считая, что история, лежащая в его основе — полный бред.

Безусловно. Приходится верить в то, над чем работаешь, верить в персонажей. Я также абсолютно уверен, что сами Уоррены верили в то, чем занимались. И их пример однозначно помог мне как режиссеру.

Работа над этой лентой наверняка внушала вам немалый страх. Существует огромное число фильмов о домах с призраками и множество кинокартин об изгнании демонов. В вашем новом фильме ощущается влияние таких лент, как «Ужас Амитивиля» и «Изгоняющий дьявола» — двух фильмов, входящих в число самых известных хоррор-произведений.

Я определенно не раз вспоминал об этих фильмах во время работы над «Заклятием». Есть некоторая ирония в том, что в основе ленты «Ужас Амитивиля» лежит еще одна история об Уорренах, и этот фильм сделал их известными, поведал о них всему миру. Что же касается «Изгоняющего дьявола», надо отметить, что он полностью посвящен одержимости дьяволом. В моем же новом фильме обряд экзорцизма показан лишь один раз, в самом конце. Эд и Лоррейн Уоррены были набожными католиками, а обряд изгнания дьявола берет свои истоки именно в католицизме. Обе эти истории уходят корнями в одно общее начало. Людям наверняка сложно будет не провести параллель между моим новым фильмом и классикой жанра — «Изгоняюшим дьявола». Я пытался снять свою картину так, чтобы не вызывать у зрителя желания постоянно сравнивать — бесполезно соревноваться с выдающимся фильмом режиссера Уильяма Фридкина.

Вы стали известным благодаря своему фильму «Пила», но он совершенно отличается от вашей новой киноленты. Если бы я посмотрел «Заклятие», не зная имени режиссера, я бы никогда не подумал, что «Пилу» снял тот же человек.

Да, они совершенно разные. «Пилу» я снял 10 лет назад. Сегодня у меня другой стиль режиссуры, и он, скорее, близок к моему недавнему фильму «Астрал». После работы над этой лентой мне не очень-то хотелось снова возвращаться к теме сверхъестественного. Но я взялся за «Заклятие», потому что это было возможностью поведать зрителю реальную историю — историю об Эде и Лоррейн Уоррен.

Видите ли вы что-нибудь общее между «Заклятием» и «Пилой»?

Пожалуй, единственное, что связывает эти два фильма — то, что я многому научился, работая над ними. «Пила» была моим первым режиссерским опытом. Я понял, на что способен как режиссер, научился работать в рамках моего бюджета. Благодаря «Пиле» я понял, что понравится зрителю, а что нет; тот же опыт мне дал и «Астрал».

«Астрал» наверняка привлек внимание Голливуда — ведь вы снимали этот фильм с минимальным бюджетом, а кассовые сборы превысили все мыслимые ожидания.

Ага. То же самое произошло и с «Пилой». Работа над «Астралом» подарила мне признание в мире кино, в основном потому, что это не очередной «кровавый» триллер — к просмотру допускаются лица старше 13 лет. Невероятно сложно снять успешный фильм ужасов, разрешенный для просмотра четырнадцатилетним зрителям.

Я получаю удовольствие от таких сложных задач — то же самое я хотел сделать и с «Заклятьем». По существу, я снял очень сдержанный фильм, в то же время, я сумел создать мрачную, жутковатую атмосферу, наводящую на зрителя леденящий ужас. Я большой поклонник саспенса в кино, и его достижение стало для меня основной задачей во время работы над «Заклятием».

За все время, пока идет фильм, зрителю не был показан ни один призрак. Это заставляет его самому рисовать образы злых сущностей в своем воображении.

К этому я и стремился. Я всегда чувствовал, что намного страшнее слышать о паранормальных явлениях от кого-то, нежели сталкиваться с ними самому. Незнание и чувство неопределенности делают вещи более пугающими, — ведь твое воображение делает все работу за тебя. Один из персонажей фильма ужасов может просто таращиться в темноту за дверью, а зрителю показывают лишь застывший на его лице страх. Это даже страшнее, чем то, что находится за самой дверью.

Как считаете, вы в полной мере избавились от того образа, который закрепился за вами как за режиссером после работы над «Пилой»?

Да уж, там было от чего избавляться, это точно…

Вы беспокоились, что этот образ будет преследовать вас вечно?

Меня это однозначно беспокоило. Я бесконечно благодарен судьбе за все, что мне дала работа над серией фильмов «Пила». Но, в то же время, меня эта работа загнала в определенные узкие рамки, в которых мне было тесно. Сегодня я смотрю на себя и думаю: «Я уже не тот, что раньше». Я люблю этот фильм, я снимал его с определенной целью — привлечь внимание зрителей, и я этой цели достиг. Так получилось, что я не сразу осознал, каким большим успехом для меня стал этот фильм.

Мне пришлось приложить немало усилий и потратить много времени, чтобы избавиться от своего старого образа и доказать миру, что я могу снимать и другие фильмы. Что я могу создавать действительно устрашающее кино, не прибегая к шокирующим сценам с кровавыми ранами и вытекающими внутренностями. Я огромный поклонник психологического давления. Я считаю, что лучше не показывать некоторые вещи, а давать волю воображению.

Какой фильм ужасов, по-вашему, самый страшный?

О, господи. Это как пытаться назвать свою самую любимую рок-композицию — слишком сложно. Я фанат жанра хоррор. Пожалуй, «Челюсти» — один из моих самых любимых фильмов ужасов. Там потрясающий монстр, а персонажи заставляют зрителя влюбиться в них с самой первой минуты просмотра. Саспенс в этом фильме на каждом шагу, в каждой сцене. Кстати, «Изгоняющий дьявола» — еще один мой любимый фильм ужасов.

Как считаете, фильмы ужасов сегодня лучше, чем 10 или 20 лет назад?

Даже не знаю. Кто угодно скажет вам, что люди смотрят на фильмы через призму ностальгии. Они всегда говорят: «Сегодня уже не снимают таких фильмов, как раньше», и так далее, с чем я не всегда согласен. Я думаю, режиссеры сегодня создают не менее качественные фильмы. Мне кажется, дело в том, что оглядываясь сегодня назад, мы идеализируем прошлое.

С одной стороны, люди сегодня часто говорят, что лучшие фильмы ужасов — это фильмы независимых режиссеров, и что влиятельные киностудии не в состоянии снимать действительно хорошие фильмы ужасов. И это правда. Но я всегда прошу людей назвать хотя бы несколько их любимых фильмов ужасов, и они всегда называют такие картины, как «Изгоняющий дьявола», «Полтергейст», «Челюсти» и «Призрак дома на холме», большинство из которых сняты крупными киностудиями.

Работая над «Заклятием», я хотел вернуться в прошлое и создать такой же фильм, как снимали раньше — классический хоррор с отличным актерским составом.

Удивляет ли вас большое количество положительных рецензий на ваш новый фильм? Критики обычно довольно суровы по отношению к фильмам ужасов.

На самом деле, я очень удивлен. И вы правы — кинокритики обычно очень строги к жанру хоррор. Сюжет «Заклятия» каким-то образом устанавливает связь со зрителем, и я счастлив, что так происходит. Надеюсь, это вдохновит киностудии на то, чтобы начать снимать больше классических фильмов ужасов и не бояться вкладывать в них больше денег.

Вы снимаете седьмую часть «Форсажа», верно?

Именно так, да.

Это намного более значимый проект, чем ваши предыдущие работы, там намного более внушительный бюджет. Наверняка это большая ответственность — снимать очередную часть такой известной и популярной франшизы?

Конечно. Я давно мечтал начать снимать такие значимые картины. Всю свою карьеру я создавал мрачные фильмы ужасов, и они принесли мне столько успеха, что у меня не возникало возможности взяться за что-то новое, показать миру, что я люблю и другие направления в кино. Я большой любитель жанра экшн. Возможность играть по-крупному, работать в совершенно новом жанре меня очень вдохновляет.

Каждая новая часть «Форсажа» популярнее предыдущей. Потрясающе, что уже снято 6 частей.

Именно. Я безмерно уважаю тот мир, который создали режиссеры франшизы и который так любят поклонники «Форсажа». Но, в то же время, я хочу привнести в фильм что-то свое.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно