• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Стивен Прайс: «Страх — одна из первобытных эмоций, которая не требует сложных гармоний»

15 Октября 2013 | Автор текста: Майк Айерс
Стивен Прайс: «Страх — одна из первобытных эмоций, которая не требует сложных гармоний»
Стивен Прайс

В «Гравитации» Альфонсо Куарона Сандра Буллок играет доктора Райан Стоун, которая обнаруживает себя на неподходящей орбите в неподходящее время. После взрыва соседнего спутника, Буллок и Джордж Клуни (в роли ветерана Мэтта Ковальски) пытаются спасти свой корабль и свои жизни в открытом космосе. За время фильма Буллок борется с целым спектром эмоций, и каждую них подчеркивает отличный саундтрек композитора Стивена Прайса. Каждый момент озвучен со знанием дела, делая эмоции Буллок еще более выразительными. Rolling Stone поговорил с Прайсом о процессе создания саундтрека к «Гравитации», отказе от пересмотра классики космического кино и о роли The Beatles в музыкальном сопровождении. Осторожно: Спойлеры!

В первой сцене говорится, что в космосе нет звука. Насколько трудным было создавать то, что мы все-таки услышали?

Безумно трудно, но я понял это только после просмотра фильма. В то время это просто казалось вызовом — предстояло столько экспериментов, но в целом это довольно интересный способ написания саундтрека. Первым делом Альфонсо прояснил, что мы работаем в вакууме. Вибрации, странные звуки и низкочастотные шорохи, которые можно услышать в скафандре — внезапно нам открылся этот мир; а какая музыка должна в нем играть?

Через какие этапы проходило написание музыки к каждой сцене?

На самом деле, в основном мы отталкивались от персонажа Райан. Я пытался быть с ней все время. Идея была в том, что музыка — там, в космосе, и мы использовали очень много наложений, чтобы элементы и звуки все время двигались вокруг вас. Написание этих элементов все время зависело от ощущений Райан и ее эмоционального состояния. И от положения камеры, от перспективы зрителя. Какие-то звуки мелодичны, а какие-то специально выбиваются, чтобы подчеркнуть накатывающий ужас. Так что, все свелось к двум противоположностям.

Одна из главных эмоций в фильме — страх. Как лучше всего его передать?

Страх — одна из первобытных эмоций, которая не требует сложных гармоний и веселых модуляций и всего такого. Мы к этому подошли как к всепоглощающему ужасу, мы пытались использовать все приспособления, которые у нас есть, будь то инструментальные партии или просто абстрактные звуки. И сам кинотеатр тоже участвует в саундтреке, он способствует ощущению всестороннего ужаса. Нашей задачей было найти эти ключевые моменты, практически попытаться почувствовать пульс Райан.

Какая сцена вам удалась лучше всего?

Есть трек «Don’t Let Go», который переносит вас от трогательной беседы между Райан и Мэттом к моменту, когда Райан раскрывает, почему она оказалась в космосе и что заставило ее перестать желать возвращения на Землю. Трек продолжает звучать все то время, как они пытаются вернуться на МКС и сталкиваются с проблемами. Темп песни изменяется в зависимости от их эмоций, и сам стиль композиции — тоже.

Когда вы сочиняли музыку, вы работали со сценарием или с готовой картинкой?

В этом случае, к тому времени как меня пригласили работать, они уже три года делали фильм. Так что, уже имелась достаточно проработанная версия фильма — хотя большинство графики, по понятным причинам, еще не было доделано. Я смотрел сцену, где все почти закончено, и тут же она сменялась парой 3D-фигур и «плавающими» лицами. Но уже тогда можно было понять, чем фильм станет в итоге, его хореография и ощущение открытого космоса. Это сильно повлияло на мою музыку. Нельзя было сделать ничего слишком резкого, потому что это бы конфликтовало с атмосферой фильма, и хотя в нем случаются жестокие вещи, они все происходят с определенной грацией, и это повлияло на выбор инструментов и стиль композиции.

Экшн-сцены всегда вызывают больше трудностей, потому что ты соревнуешься с кучей других звуков. Здесь же, потому что в космосе нет других звуков, это означало, что мы можем заново осмыслить философию экшн-саундтрека, но при этом пришлось придумывать, как обходиться без обычных приемов.

Сколько у вас заняло написание музыки к сцене возвращения Райан?

Сама мелодия родилась быстро, но по мере того, как работа над фильмом продолжалась, появлялись новые идеи и вносились изменения. В итоге я работал над ней месяцев 6. Оставлял на пару недель, а потом смотрел свежим взглядом и что-нибудь менял. Мы также экспериментировали с аранжировками, так что за время съемок накопилось много разных версий. Но из всех частей саундтрека эта раскрывается, пожалуй, быстрее всех.

В плане сюжета это явно одна из ключевых сцен.

Она действительно важна, потому что корнями уходит в раннюю часть фильма. Я должен был знать, чем все закончится, чтобы начать полноценно работать. Мелодии в этой части, в сцене возвращения, они все разбросаны по саундтреку, но растянуты и размыты. Музыка становится собой только когда Райан приближается к Земле.

По сравнению с другими «космическими» фильмами, что для вас выделяется в этом саундтреке?

Я специально не стал слушать другие космические саундтреки, потому что есть классика и ты ее смутно помнишь, если смотрел эти фильмы в детстве. Но здесь, благодаря тому, как все снято, ты становишься частью действа. Это поглощающее свойство фильма для меня является ключевым фактором.

Если бы вы оказались в открытом космосе, какую бы финальную песню вы напевали себе?

Наверное, «A Day in the Life». Не самый плохой предсмертный вариант. На самом деле, мы записывали часть саундтрека через ту же консоль, на которой Маккартни писал «Band on the Run». Она теперь находится на British Grove Studios в Лондоне, я через ее записал немало мелодий для виолончели. Остаток саундтрека в основном писали на второй студии Abbey Road, которая известна как «зал Beatles». Там мы записывали струнный октет, что было моей тайной попыткой воспроизвести звук струнных с «Eleanor Rigby», хотя по саундтреку этого не скажешь. Я много возился с миксом, чтобы получить «плавающий», пульсирующий звук, который нам был необходим.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно