• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Дэвид Линч о просветлении, любимой песне ZZ Top и пластинке «Yeezus»

26 Февраля 2014 | Автор текста: Гэвин Эдвардс
Дэвид Линч о просветлении, любимой песне ZZ Top и пластинке «Yeezus»
Дэвид Линч

© www.rollingstone.com

Дэвид Линч точно может назвать дату, когда он увлекся трансцендентальной медитацией. «1 июля 1973 года, ровно в 11 утра». При том, что Линч более всего известен как режиссер полушизофренических фильмов, — от «Головы-ластика» до «Внутренней империи» — он также является художником, актером (последняя работа состоялась в скетче Луиса Си-Кея), торговцем кофе и основателем David Lynch Foundation. Организация занимается продвижением трансцендентальной медитации и идей учителя The Beatles Махариши Махеша Йоги в отношении представителей групп риска: бездомных, ветеранов войны, а также заключенных.

В этом году David Lynch Foundation привлекает внимание публики парой музыкальных трибьютов: Ринго Старр уже получил «Lifetime Of Peace And Love Award», а 27 февраля великий продюсер Рик Рубин получит «Lifetime Of Harmony Award». Ради беседы с Rolling Stone о музыке и медитации Дэвид Линч ненадолго оторвался от своего очередного проекта: экспериментального фильма по заказу известного производителя туфель Кристиана Лабутена.

Дэвид Линч: «Если кто на свете и счастлив, то это рокеры»

Какая музыка вас интересует больше всего?

Я люблю блюз. Если точнее, то ритм-энд-блюз и Элвиса Пресли в отрыве от упомянутого жанра. Также мне по душе рокабилли и The Beatles. Моя любимая песня The Beatles — это «Across The Universe». Мне нравятся Джими Хендрикс и Боб Дилан. Если оценивать группы, то я выберу ZZ Top. Когда я их услышал впервые, я сразу себе сказал: «Эти ребята обладают силой. И с их музыкальными корнями тоже все в порядке». Они надерут задницу кому угодно.

У вас есть их любимая песня?

«Sharp Dressed Man».

В ваших фильмах всегда есть ударные моменты с использованием музыки: начиная от «In Dreams» в «Синем бархате» и заканчивая «Llorando» в «Малхолланд-драйве». Вы сперва придумываете визуальный образ, или держите в голове музыку, чтобы ее обыграть?

Зависит от конкретного случая. Иногда музыка рождает во мне целую идею. В случае с «Llorando» это была Ребекка Дель Рио, которая пела «Cryin'» Роя Орбисона по-испански. Вообще-то она пришла на встречу со мной, но сразу оказалась в студии и звукоинженер Джон записал ее. В итоге версия попала в картину и стала ее и самым примечательным моментом. Она как будто искру зажгла. Часто у меня рождаются идеи, когда я отталкиваюсь от фрагмента. Вот и на «Малхолланд-драйв» у меня было множество фрагментов, но они не собирались в один паззл — без песни Ребекки. Хорошо, что потом все срослось.

Трент Резнор на допросе у Дэвида Линча в клипе «Came Back Haunted»    

А бывали моменты, когда музыка уносила вас туда, где вы не предполагали побывать?

Я был в машине — красивом черном «мерседесе», большом, последней модели — в Германии и попал в снежную бурю. Снежинки были размером с серебряный доллар. Я был один в этой машине и ждал людей, которые зашли в здание. И по радио зазвучала песня Рихарда Штраусса — думаю, первая из его «Four Last Songs». У «мерседеса» была отличная аудиосистема. Я включил ее на полную, и музыка довела меня до слез. И это было отражено потом в моем фильме «Дикие сердцем». Никогда не предугадаешь момент, когда любовь придет к тебе.

Вы были на сцене в конце церемонии награждения Ринго. И вы попросили гитариста Стива Люкейтера играть на одном аккорде...

Стив работал на моем фильме «Дюна». Его группа Toto записала много музыки для этой ленты. Так что мы знакомы много лет. Я ему одиннадцать часов вдалбливал, что нужно сделать. Бедный парень, он так и не понял, чего я хотел.

А вы хотели музыкального примитивизма?

О, я так люблю минимализм. Канье Уэст работал с Риком Рубином на диске «Yeezus», и альбом вышел супер-минималистичным и супер-сильным. Минимализм не напрягает мозг, и твое сознание может парить. Когда в песне понапихано много всего разного, меня это начинает серьезно беспокоить.

Вы свои фильмы тоже строите с позиции минимализма?

Некоторые места минималистичные, некоторые нет.

Гуру Дэвида Линча обвинили в пропаганде фашизма    

Каким аспектом деятельности своего фонда вы гордитесь более всего?

Я думаю, что всеми. Трансцендентальная медитация создана для людей, она превращает жизнь во что-то хорошее. Не важно, в какой вы находитесь ситуации. Для примера: все знают, в каком ужасном состоянии сейчас пребывает образование. Есть масса проблем, в том числе и в так называемых «хороших» школах. Стресс настигает детей во все более и более раннем возрасте, и они начинают мучить друг друга, дерутся, появляются легальные и нелегальные наркотики. Учителя перегорают, никто не хочет учиться. Все идет неправильно.

Люди стараются найти способы борьбы с этим, но, на мой взгляд, большинство хороших нововведений влияют только на фасад. Люди не берут в расчет то, что творится внутри студентов, учителей или их шефов. Когда же подключается трансцендентальная медитация, можно заглянуть вглубь своей проблемы. По ту сторону интеллекта есть новый уровень жизни: абсолютно позитивный, чисто духовный и креативный. Там целые залежи счастья, любви, энергии и мира. Я при любом удобном случае говорю: золото часто можно обнаружить в мусоре.

У нас есть школа, на которую мы сделали основной упор. Это Visitacion Valley Middle School в Сан-Франциско. Там процветало насилие, в окрестностях постреливали, оценки у всех были просто ужасные, кругом были ученики с травматическим стрессом. И, конечно, там пробовали повлиять на ситуацию. И директор школы Джим Дирк, который сейчас уже на пенсии, в конце концов сказал: давайте попробуем трансцендентальную медитацию. У него было желание бороться. И мало-помалу процесс пошел: ученики стали усваивать знания, а следом учителя, персонал и директорат. В течение одного года ситуация в школе развернулась на 180 градусов. Драки прекратились, студенты стали счастливее, а педагоги снова увлеклись своим делом. Персонал прыгал до потолка. Директор Джим Дирк вообще обезумел от счастья: он стал легко смотреть на мир.

А лично вы легко смотрите на мир?

Типа того. Я собой вполне доволен, и меня окружают такие же люди. Конечно, я не в абсолютном просветлении, это совершенно очевидно. Но я нахожу пути стать более счастливым благодаря постоянной работе, и с каждым днем мир выглядит все лучше. Даже если знать, что вся планета на волоске от гибели.

Дэвид Линч
Подробнее о деятельности фонда режиссера можно узнать здесь

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно