• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Дома поговорим: Спайк Ли рассказывает о ленте «Делай как надо»

8 Августа 2014 | Автор текста: Гэвин Эдвардс
Дома поговорим: Спайк Ли рассказывает о ленте «Делай как надо»
Спайк Ли

© www.rollingstone.com

Двадцать пять лет назад в августе Спайк Ли выпустил свой третий и, вполне вероятно, лучший фильм «Делай как надо». В картине рассказывается история бурных взаимоотношений итало-американской семьи и жителей «черного» квартала Бедфорд-Стайвезант в Бруклине, которые разворачиваются в самый жаркий день лета. В фильме очень жестко и хлестко была протранслирована расовая политика Нью-Йорка того времени. В широком ассортименте тут и уличная брань, и стычки с полицией, и постоянное ожидание бунта. Как знак эпохи в сознании зрителей застревает граффити с надписью «Тавана рассказывает правду». Тавана Браули была одной из фигуранток политической жизни 1987 года. Эту девочку школьного возраста нашли в мусорном контейнере. На ее теле были написаны расистские призывы. Девочка рассказала, что шесть белых мужчин изнасиловали ее. При этом специальная следственная группа Верховного суда на следующий год постановила прекратить расследование, а дело Таваны Браули целиком было названо сфабрикованным.

Не менее жесткая и невероятная драма была разыграна Спайком Ли, который собрал на площадке удивительный состав. Тут были и ветераны Осси Дэвис с покойной Руби Ди, и прекрасные дебютанты Мартин Лоуренс и Рози Перез (которая не просто снялась в фильме, но и выдала незабываемый танцевальный номер под «Fight The Power» Public Enemy). Также участвовали Дэнни Айелло, Джон Туртурро, Джанкарло Эспозито, Сэмюэл Л. Джексон, Билл Нанн, Робин Харрис и сам Ли. Последний играл доставщика пиццы Муки, который не отказывает себе в том, чтобы полазить по мусорным бакам. «Делай как надо» на данный момент времени является поворотной точкой в афроамериканском кино. Этот фильм Барак Обама смотрел на первом свидании со своей будущей женой Мишель. Когда Барак рассказал об этом Спайку, тот сразу же нашелся, что ответить: «Вот это да! Круто же, что ты не выбрал «Шофера мисс Дэйзи!».

В честь юбилея RS пообщался со Спайком, чтобы вспомнить обстоятельства рождения этого шедевра. «Я фанат спорта, так что можешь считать все это командной победой, — сообщил Ли. — Хороший фильм снять очень трудно и нечасто бывает, когда все срастается на твоих глазах практически само собой».

Вы можете сейчас вспомнить, что изначально вдохновило «Делай как надо»?

Я всегда знал, что хочу сделать картину, действие которой разворачивается на протяжении одного дня. И эти сутки должны были быть самыми жаркими за все лето. И еще мне очень хотелось передать расовый климат Нью-Йорка того времени. День должен был длиться долго, обстановка обязана была быть все более и более накаленной, а потом следовал взрыв. Я всю жизнь живу в Нью-Йорке и отлично знаю, что после того, как температура достигает 32 градусов, уровень преступности и домашнего насилия начинает расти. Особенно, когда солнце шпарит на протяжении недели. Вот я все это и решил показать миру.

Когда начинали снимать, название уже было придумано?

У меня всегда название появляется до того, как возникает все остальное. Мне нравится как оно звучит. Я рос в Бруклине и вокруг все время твердили: «Делай как надо, делай как надо».

Вы правда написали сценарий за две недели?

Первую версию. Я просыпался утром и писал три или четыре часа, а потом останавливался, весь остаток дня занимаясь другими делами. Следующим утром процедура повторялась.

Среди персонажей были те, кто вам лично был ближе?

Нет. Как сценарист я хотел, чтобы у каждого была возможность высказать свою позицию. Если каждый из героев действует, руководствуясь тем соображением, что поступает правильно, тогда все получается правдиво. И потом в конце фильма каждый зритель сам для себя решает, кто из героев «делал как надо».

Что в производстве фильма было самым трудным?

Съемки длились восемь недель, но никто этого не должен был почувствовать. Все действие же развивается на протяжении суток. Это было довольно тяжело. И основной удар в решении этой проблемы выпал на оператора Эрнеста Дикерсона, художника Уинна Томаса и художника по костюмам Рут Картер. Нам было нужно, чтобы зрители почувствовали жар улиц. Мне хотелось, чтобы люди потели на фильме — даже при включенных кондиционерах. И все из кожи вон лезли, чтобы передать это ощущение пекла. Также мы разрисовали эту красную стену. Есть немало кадров, которые наш фантастический оператор Эрнест Дикерсон снимал, поднеся к камере газовую зажигалку. Вот это был ход!

Работая с такими актерами как Мартин Лоуренс, Рози Перез и Сэмюэл Л. Джексон, вы уже чувствовали, каких карьерных высот они могут достичь?

Ну, с Сэмом я уже работал на «Школьных годах чудесных», так что его возможности я знал. Мы с ним ходили в один и тот же колледж «Морхауз», и я впервые его увидел на сцене театра. В Мартине и Рози я видел потенциал, но о том, куда они могут потом прийти, я даже не думал. Может прозвучать очень эгоистично, но я говорил себе тогда: «Мы должны сделать так, чтобы они выложились на максимуме в одном конкретном фильме». Так все и вышло!

Рози Перез потом вспоминала, что вы жестко давили на нее во время сцен с обнажением. И она потом об этом жалела. Вас не беспокоило, что актриса нервничала из-за всего этого?

Ну конечно, беспокоило, но она же все сделала. Я в тот момент этого не боялся.

Вам понравилась реакция на фильм? Помните, что вас порадовало?

Я лучше приведу пример, который меня выбесил. В рецензиях Дэвида Денби и Джо Кляйна говорилось, что темнокожие люди пойдут на бунт после просмотра этого фильма. И что они недостаточно интеллигентны для того, чтобы не воспринимать историю как документальную. То есть, они должны были подняться со своих кресел в залах и устроить вереницу бунтов по всей Америке. Можете погуглить эти рецензии. И в целом мне руки кровью выпачкали: я несу личную ответственность за то, что Дэвид Динкинс не стал первым темнокожим мэром Нью-Йорка. Праймериз проходили как раз в сентября. И это дерьмо меня до сих пор будоражит. Я знаю, что многие читают эти строки и думают: «Спайк, ну когда ты, наконец, захлопнешься?». Извините, я не могу. Когда я думаю об этом, то начинаю сходить с ума. Потому что это было ужасно злобно, вопиюще и, как я думаю, расистски. Я не помню, чтобы люди говорили о том, что зрители после просмотра фильма со Шварценеггером выйдут на улицу и всех завалят.

Эминем и Спайк Ли празднуют День матери в клипе на песню «Headlights»    

Вы до сих пор верите, что Тавана сказала правду?

Ну, я думаю, что эта история еще до конца не прояснена. Однажды мы все узнаем, что там на самом деле произошло.

Как за последние 25 лет изменился район Бед-Стэй?

Все подверглось джентрификации. Это везде произошло. И в Форт-Грин, где я вырос в Бруклине, и в Уильямсбурге, и Бушвике, и в Гарлеме, и в Южном Бронксе. Даже Брикстон в Лондоне прошел через джентрификацию. Забавно, когда район твоего детства начинают улучшать. Становится больше школ, больше общественных туалетов, больше полиции на улице. И только об одном люди не говорят: куда пропадают коренные жители кварталов, когда владельцы домов после ремонта повышают аренду. Их просто выжимают оттуда. И проблема эта не связана с цветом кожи. Нью-Йорк становится все дороже и дороже. И не важно кто ты, но тебе уже едва ли предложат жилье по разумной цене. Получается, что город превратился в место, где могут жить только те люди, которые могут себе это позволить. И с каждым годом от этого город скучнеет.

Зрителям нужно что-то знать о «Делай как надо» перед тем, как они впервые посмотрят его в 2014 году?

Он отлично сохранился. Но мы все там, конечно, такие мелкие!

Спайк Ли
Саундтрек фильма «Делай как надо» можно приобрести в iTunes здесь

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно