• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Нил Бломкамп: «Мои идеи передаются зрителям легко, как попкорн»

10 Марта 2015 | Автор текста: Дэвид Фир
Нил Бломкамп: «Мои идеи передаются зрителям легко, как попкорн»

Ниндзя из Die Antwoord и Хосе Пабло Кантилло на съемках фильма «Робот по имени Чаппи»


© Columbia Pictures

Он — ребенок, создание, совершенно неспособное к общению и не умеющее заботиться о себе. Громкие звуки его пугают; резкие движения заставляют забиться в угол. Когда-нибудь он научится говорить, бегать, выражать страх и радость, любить и ненавидеть. Он будет гордиться своей кличкой «Чаппи». А поскольку Чаппи, один из серии механических полицейских, созданных в недалеком будущем для патрулирования Йоханнесбурга, — высокоразвитый робот с искусственным интеллектом, которого воспитывает рэп-дуэт Die Antwoord, он также научится материться и стрелять из розового «Узи».

Нил Бломкамп и Хью Джекман на съемках фильма «Робот по имени Чаппи»
© Columbia Pictures

 

Это — идея «Робота по имени Чаппи», нового научно-фантастического фильма от южноафриканского режиссера Нила Бломкампа: перед нами типичный для его фирменных мрачных сценариев спор между природой и воспитанием; Бломкамп — известный футурофоб. Помогая частной фирме, производящей роботов-охранников, поддерживать порядок в полицейском государстве, молодой инженер (Дев Патель из «Новостей») разрабатывает программу искусственного интеллекта, которую он устанавливает в одного из запасных робокопов. Машину, ставшую теперь разумным существом, похищают Ниндзя и Йоланди Фиссер из Die Antwoord, которые играют себя в образах бандитов; они учат робота куражиться, ругаться матом и пользоваться огнестрельным оружием. Эта преступная парочка планирует превратить невинного Чаппи в сообщника. Их подопечный, однако, пытается справиться с новой для него человечностью — и осознает, что никогда не сможет быть человеком.

Нил Бломкамп станет режиссером нового фильма франшизы «Чужой»

Как и предыдущие фильмы 35-летнего Нила Бломкампа — «Район №9» (2009) и «Элизиум» (2013), — его новая работа сочетает реалистично грязный D.I.Y. с передовыми визуальными эффектами и остроумным использованием жанра для выражения чего-то большего. Здесь есть и взрывы, и безумные драки роботов, и злодейский тандем «Хью Джекман + Сигурни Уивер». Как рассказал Бломкамп RS, он старается передавать острые ощущения и глубокие мысли так, чтобы они не казались взаимоисключающими. «Вы можете изменить призму, через которую человек смотрит на мир. Но в первую очередь вы должны сделать это, не портя причину, по которой тот купил билет».

Вас вдохновила ваша же короткометражка «Tetra Vaal», правильно?

По сути, у этой короткометражки и «Чаппи» — общие корни. Многие мои любимые режиссеры— Ридли Скотт, Дэвид Финчер, Майкл Бэй — начинали с рекламы и музыкальных клипов. Где-то в 2004-м году я начал делать подобные ролики для всех, для кого было можно: просто ради того, чтобы войти в колею и получить работу в рекламе. Одной из таких работ была перегруженная спецэффектами реклама несуществующей робототехнической фирмы — «Tetra Vaal». Она дико странная, эта короткометражка, но из-за неё я попал в рекламную компанию, а значит, она сделала своё дело.

Несколько лет спустя, когда я писал «Элизиум», я слушал Die Antwoord. Писал я поздно ночью — и тут как из ниоткуда пришла мысль: а что было бы, если бы эта группа воспитывала одного из роботов «Элизиума», наделенного искусственным интеллектом, с чистого листа? И они бы занимались всякой уголовщиной, вроде той, о которой они поют в своих песнях? Что за дичь бы получилась из такого фильма!?

Сигурни Уивер сыграет в новом фильме франшизы «Чужой»

Ну, мы с Терри (Тэтчел, женой и соавтором Бломкампа. — Прим. RS) и написали сценарий за две недели. Затем мы забросили это и взялись за «Элизиум», в итоге текст провалялся на полке два года. Но мне настолько понравилась эта идея и то, к чему мы пришли, пока писали, что я и не думал браться за что-то другое. И когда настало время придумывать название фабрике роботов, я подумал: «Tetra Vaal. Конечно же, они этим занимались». Круг замкнулся.

И Die Antwoord вы привлекли с самого начала?

Да, с самого начала была задумка: они не только будут в фильме, но и сыграют некие версии самих себя. У них не вышло с музыкой, поэтому теперь они разъезжают по Южной Африке и совершают преступления… почему-то им эта версия понравилась (смеется). Был косяк со студией: сценарий одобрили, но им не хотелось снимать длинный фильм со спецэффектами, да ещё с какими-то южноафриканскими рэперами, у одного из которых тату на лице. «Они ведь по-настоящему сумасшедшие», — сказал мне кто-то. И мне приходилось повторять: «Поверьте мне».

Меня спрашивали: «Мог ли бы ты снять фильм еще где-то, кроме Йоханнесбурга?» Отвечаю: конечно, мог бы. Я написал альтернативный сценарий, в котором действие происходит в Америке, потому что не хотел повторяться. Но снять Die Antwoord в Лос-Анджелесе — это как вытащить рыбу из воды. Только Йоханнесбург, только они. Вот как я хотел их снять. Все это означало, что я должен снимать в Йобурге уже по-другому.

Этот город добавляет фильму ощущения современной антиутопии.

Вы хотите сказать, что Йоханнесбург — современная антиутопия?

Вроде того.

(Смеется) А так оно и есть. Мне ничего не пришлось менять, совершенно; я просто снимал в определенных местах, и получилась живая научная фантастика. А в других районах Йоханнесбург похож на Беверли-Хиллз. Странное место.

Вы сняли три фильма с политическим подтекстом в Южной Африке. Вас не беспокоит, что люди могут зациклиться на «посыле» — и в итоге забыть о картинах самих по себе?

Интересный вопрос. «Район №9» и «Элизиум», конечно, политически окрашены… но они также развлекательные, и если они плохи в этом плане — значит, они плохи сами по себе, и точка. Режиссеры должны помнить, что зрители ходят в театр, чтобы убежать от окружающего мира хотя бы на два часа, а не для того, чтобы им читали нотации. Если вы действительно хотите что-то сказать — делайте документалки. Художественное кино — не лучший способ высказать свою точку зрения.

Но вот чем хороши подобные фильмы, особенно научная фантастика и фэнтези: они подают тему в другом ракурсе, поэтому ты видишь вещи в ином свете. Вы можете изменить призму, через которую человек смотрит на мир. Но вы в первую очередь должны сделать это, не портя причину, по которой тот купил билет. В этом проблема «Элизиума».

Хью Джекман и Сигурни Уивер на съемках фильма «Робот по имени Чаппи»
© Columbia Pictures


А можно подробнее?

Мне больше нравятся концепции, чем сюжеты. Идея о парящем в небесах бриллианте, набитом богачами, которые покинули Землю, эту помойку для нищебродов: по мне, эта сатирическая идея — потрясающая. Затем она попала ко мне в сюжет. И тут я понял: «Нет». Не то место. Я должен убедиться, что у зрителя есть некий «походный опыт» — острые ощущения от наблюдения за тем, как кто-то отправляется в путешествие, от начала и до конца. Думаю, что в «Роботе по имени Чаппи» я получил то, что мне нужно: мои идеи передаются зрителям — легко, как попкорн. (Смеется)

Я порой думаю, что киноиндустрия исчерпала себя. Кажется, что мы сами себя поедаем, как каннибалы, и вся эта сосисочная фабрика по производству летних блокбастеров не по мне. Потому мне интересно создавать собственные фантастические миры с нуля. Переубедить меня могло бы что-то действительно монументальное. (Через неделю после нашего разговора Бломкампа официально нанял Fox для съемки нового фильма франшизы «Чужой». — Прим. RS.)

Это означает, что продолжения «Района №9» не будет?

Я бы очень хотел его сделать. Я хочу, чтобы оно существовало, и моя история «Района №10» — классная. Это скорее вопрос времени. Чтобы снять такой фильм, мне нужно три года – три года я не смогу играть в другой песочнице, понимаете? Постоянно думаю об этом. Посмотрим, в общем.

Цитировали ваше высказывание о том, что вы хотели снять «Чаппи», потому что вам было любопытно: «если некое существо так же умно, как и вы, относились бы вы к нему иначе, не будь оно человеком?» Теперь, когда вы сняли фильм, вы чувствуете, что нашли ответ?

Да. Запечатлев взаимодействие персонажа с людьми, я понял, что показал нечто большее, чем рассчитывал. Я чувствую, что я никогда не был так близок к ответам, как сейчас.

Как вы думаете, мы увидим когда-нибудь разумное существо с искусственным интеллектом в реальной жизни?

Когда я когда снимать «Робота по имени Чаппи», я думал, что да. Но уже в прошлом году я не был уверен, что мы увидим что-то подобное и что это вообще когда-нибудь произойдет. Судя по тому, что я видел, инженеры в конце концов подберутся к созданию искусственного разума, который способен пройти тест Тьюринга и достаточно сообразителен, чтобы мысленно нас поиметь. Но вряд ли искусственный интеллект будет способен к созиданию. Эффект «зловещей долины» может уменьшиться, но по меркам искусственного разума, мы по другую сторону Большого Каньона. (Смеется)

Нил Бломкамп
Фильм «Робот по имени Чаппи» уже в российском прокате.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно