Вам нравится RollingStone?



Нажмите на кнопку "Мне нравится" (Like),
чтобы присоединиться к нам на FaceBook!


Спасибо, я вас уже лайкнул
  • Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Грядущий Хармс: Новый лот «АукцЫона» – фильм о великом поэте

6 Декабря 2015 | Автор текста: Ксения Циммерман
Грядущий Хармс: Новый лот «АукцЫона» – фильм о великом поэте

Дмитрий Озерский на съемках фильма «Хармс»


© Proline Film

«Когда увидите, что бабушка падает из окна, можете прекращать играть!» — кричит звукорежиссер. По ту сторону пульта музыканты группы «АукцЫон», ответственные за духовую секцию, во главе с тубистом Михаилом Коловским записывают саундтрек к фильму Ивана Болотникова «Хармс» — первому байопику поэта, которому 30 декабря исполнится 110 лет.

На экране долговязый полуобнаженный Даниил Хармс (Войцех Урбаньский) появляется в оконном проеме старого петербургского дома. В соседних окнах он видит своих персонажей: томную балерину в пачке и потустороннюю старуху, роль которой исполняет Александр Баширов. Тем временем во двор подтягивается бродячий духовой оркестр, в котором можно узнать Дмитрия Озерского и других участников «АукцЫона».

Постер фильма «Хармс», фото Proline Film

«Попробуйте изобразить, как могла бы звучать тема любви у Хармса», — просит сидящих перед белым киноэкраном музыкантов продюсер Андрей Сигле, явно вошедший в раж от услышанных фрагментов. Поначалу озадаченные, музыканты начинают выдавать звук, постепенно заполняющий пустой кинозал «Лендока». В какой-то момент вдохновленный продюсер начинает дирижировать оркестром.
Сигле с его консерваторским образованием, по собственным словам, хорошо известно, что значит находиться в андеграунде. В конце 1980-х у закончившего шведскую Королевскую Академию музыки молодого композитора появился один из первых сэмплеров Prophet 2000, с которым он принимал участие в записи альбома «Кино» «Группа крови» и обменивался звуками с Курехиным. «Эта музыка предопределила смену режима в стране, — рассуждает Сигле об участии в записи важнейших альбомов своего времени. — Перемены были сделаны абсолютно честными и открытыми людьми». Несовпадение с мейнстримом и в то же время способность передать двух времени объединяют обэриутов и бунтарей рок-н-ролла: «Хармс — абсолютный инопланетянин. Человек, появившийся не в то время и не в том месте». Авангардные рок-музыканты нередко были замечены в своей страсти к «трудной» поэзии, чей искаженный язык напоминает искореженный звук зафуззованной гитары. Даже нью-йоркский нойзовый герой Терстон Мур в недавнем интервью RS признался в любви к Даниилу Хармсу.

Сидя в холле «Лендока» в перерыве между сессиями звукозаписи, Коловский рассказывает: «Нас попросили передать пограничное состояние Хармса: он вроде бы погибает, но в этом нет никакой щемящей тоски». В качестве ориентира для музыкантов режиссер обозначил фокстроты и «Самоубийцу» из 14-й симфонии Шостаковича. «Шостакович за что любил еврейскую музыку? — размышляет Коловский. — Там все время смех сквозь слезы. Здесь такая же двойственность: с одной стороны, грустно, но с другой — происходит прорыв на другую сторону. В этом, наверное, связь нашей музыки не столько с текстами, а с судьбой Хармса».

Кадр со съемочной площадки фильма «Хармс», фото Proline Film

«АукцЫон» не в первый раз оказываются близко к литературе: в их бэк-каталоге найдутся пластинки, записанные с парижскими эмигрантами Хвостом и Анри Волохонским, песни на стихи футуриста Хлебникова, а в 2012-м у Леонида Федорова вышла пластинка «Весна», полностью написанная на тексты другого обэриута, Александра Введенского. Кроме того, группа исполняет песни на стихи своего клавишника и штатного поэта Дмитрия Озерского, чьи тексты вкупе с сонграйтерским даром Федорова производят совсем нездешний рок-н-ролл, по природе своей как раз близкий к поэзии обэриутов. «Хармсом я интересовался и даже в свое время ходил в публичку, читал дневники, рукописи. Это было в те времена, когда его еще только открывали», — вспоминает Коловский.

В создании саундтрека оказалось больше свободы и риска, чем в обычной студийной работе. «Когда мы записываем «аукцЫоновские» песни, это происходит так: Федоров приносит почти готовую песню, по крайней мере, ее основу, рифф, мелодию. Вся импровизация строится уже вокруг них. Редко бывает, что мы меняем что-то кардинально».

Задачей «АукцЫона» в фильме было представить, какую музыку мог играть уличный оркестр в 1930-е годы. «Мы подумали: ну что могло быть у них в репертуаре? Это же очень разные люди были: они играть могли и джаз, и классику, все что угодно». В итоге получился авангардный фокстрот с гудящими трубами и металлическим ведром в качестве перкуссии. «Музыка не была написана заранее. По большей части мы импровизировали». Во время съемок режиссер попросил музыкантов изобразить, по выражению Коловского, «оркестр фриков».

Но вот самого Хармса Болотников фриком не считает: «Обычно Хармса изображают полусумасшедшим, но мне кажется, что это самый простой путь. Мой Хармс — нормальный, а вот время вокруг него — абсурдно. Для меня Хармс — это современный человек, он и эгоцентричен, и аутичен, и открыт. Он просто не совпал со своим временем». И Болотников, и Сигле, и Коловский настаивают, что хотя действие фильма разворачивается в 1930-е годы, «Хармс» — это про наше время.

Среди сцен, не вошедших в окончательную версию фильма, был один эксперимент, когда Болотников выпустил Войцеха Урбаньского в костюме Хармса на Невский проспект, рассчитывая, что прохожие начнут обращать внимание на странно одетого персонажа с трубкой и конфедераткой на голове. «Ничего подобного! И не таких видели, понимаете. Шел по Невскому Хармс — абсолютно реальный человек».


«Хармс»
Фильм в прокате в 2016 году.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно