• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Ночи и роботы Владимира Епифанцева: Кое-что о темной стороне русского актера

9 Апреля 2016 | Автор текста: Александр Кондуков
Ночи и роботы Владимира Епифанцева: Кое-что о темной стороне русского актера

Владимир Епифанцев


© vk.com

В летней влажной Москве настает время заката. Под редкими брызгами дождя через тихие тревожные кварталы я пробираюсь в окрестностях закрытого на ремонт метро «Бауманская», чтобы попасть в студию русского актера, режиссера и музыканта Владимира Епифанцева. Располагается она в одном из помещений пространства под названием «Проект «Фабрика» в Переведеновском переулке. Раньше здесь процветал московский рок-андеграунд, а теперь слоняются угрюмые представители «креативного класса» с планшетами и кофе в бумажных стаканчиках. Но это лишь днем. Ночью здесь пустынно - до Епифанцева, встречающего меня у ворот «Фабрики», мне по дороге не попадается ни души.  У Епифанцева черная-черная комната. В буквальном смысле: стены выкрашены в черный, в импровизированной кухонной зоне развешано белье и свалены коробки травяных чаев. Кабинет-спальня находится слева от входа: тут Епифанцев пожирает острую лапшу и принимает гостей.

«Художник всегда должен быть возбужден, - энергично говорит Владимир, чья мышечная масса с момента прошлой нашей встречи увеличилась, наверное, раза в два. - Он все время должен перезагружаться. У нас, как правило, никто не перезагружается. Все входят в определенный ритм, устанавливают для себя рамки, и в этом мире существуют». Включая компьютер, Владимир рассказывает о технологии работы над своим новым некоммерческим проектом «Шлюхи-роботы», который должен подарить ему новый стимул для творчества. Епифанцев является вполне успешным русским актером - его узнают сотрудники полиции, люди на улицах, а фотография Владимира с женой даже украшала обложку журнала «7 дней». Однако своих демонов он бережет - и проект с участием никому не известных актрис и моделей из народа позволит миру познакомиться с некоторыми из них. 

RS-Style: Владимир Епифанцев и Анна Чиповская. Шпионский протокол

«Девушки сами меня находят, - говорит Епифанцев о наборе актрис для своего нового опыта в плане театра русской жестокости. - Я лишь закидываю удочку в море интернета - с какой-нибудь фразочкой или фотографией. Раньше я так не делал, но мне пишут. Артистки предлагают мне себя: они хотят быть изнасилованы и убиты в кадре. Я в них не сомневаюсь - это люди готовые». Владимир рассматривает людей как материал для творчества, как податливую глину. «Он очень деловой и энергичный парень, - рассказывает о своем друге музыкант-авангардист Алексей Тегин, на студии которого мы через несколько дней проведем съемку актера и его подопечных, лично отобранных для решения очередной задачи.  - Если бы судьба заставила его торговать пирожками, он бы преуспел и в этом».

Фото опубликовано Владимир Епифанцев (@vladimirepifantsev69) Апр 9 2016 в 8:28 PDT

«Нет более сильного наркотика, чем человек, - продолжает Епифанцев, проматывая на компьютере эпизоды с таинственными ритуалами, которые перемежаются комическими диалогами в духе перестроечного кино. - Когда занимаешься творчеством, нельзя пренебрегать таким препаратом, как человек. Проблема состоит в том, что режиссеру приходится обращаться к артисту с предложением: «Снимись у меня в кино», и тут же начинаются проблемы: «Я не могу голый сниматься», «я не могу целоваться», «я бы снялась, если бы не это», «я бы снялась, если бы не то», «а сколько заплатите?» и так далее. И тут приоритетом становится не твой проект, а актер, которого я о чем-то прошу. Это неправильно. Это сдерживает меня как режиссера и художника». 

Епифанцев рассказывает, что концепция фильма заключается в том, что лента будет чистым футуризмом по эстетике - как будто «Шлюх-роботов» снимали в советские времена, когда режиссеры 30-х были сильно травмированы творчеством сюрреалистов. Сюжет тоже напоминает обычные истории из авангардного кино 30-х - речь идет об инициации художника, которого соблазняют и травмируют его музы, а также иные странные дикие персонажи, появляющиеся в кадре. «То ли это фильм, то ли это телевизионная программа, - нащупывает стилистику проекта Епифанцев. - В принципе, все сделано по стопам моей старой телевизионной передачи «Дрема», которая в свое время многих шокировала на ТВ-6». На своей страничке в Фейсбуке Владимир выкладывает трейлеры, где фигурируют обнаженные татуированные модели со шрамированием. Там же он публикует свои селфи в виде бородатого мавра.

Фото опубликовано Владимир Епифанцев (@vladimirepifantsev69) Фев 22 2016 в 10:32 PST

Интересно, что все эти обновления появляются часто тогда, когда Епифанцев занят поденным трудом русского актера - например, во время съемок новой комедии Марюса Вайсберга, которые проходят в Киеве.  Владимир Епифанцев утверждает, что если бы у него было подходящее помещение, то он бы в нем полностью растворился и жил только театром. Однако растворяться приходится в основном в социальных сетях, а искать новые способы творческой реализации совсем не в масштабном кино. «Мне все время приходится работать в компромиссе, в сжатые сроки, - жалуется Епифанцев. - Я не могу действовать в постмодернистском театре с размахом Боба Уилсона. У меня нет его бюджетов. Поэтому полноценно вернуться к театру я смогу только тогда, когда у меня компромисса не будет. А пока я продолжаю работу и поиск: от цитат перехожу к поиску нового. Правда, любимых цитат у меня немного». «Шлюхи-роботы» и фантазии, связанные с этим проектом, занимают актера, когда он работает на беговой дорожке и тренируется. Фантазии сильно трогают сердце Епифанцева. «Я могу бежать, фантазировать и плакать, - признается он. - Плачу я обычно от того, что придумал». Автоматическое мышление - еще одно ноу-хау Владимира, который считает, что правильные идеи приходят только в то время, когда организм работает на всю катушку. «Даже слово «роботы» ко мне пришло чисто автоматически, - говорит он. - Сначала было просто «шлюхи».

Обычно этюды Епифанцева строятся вокруг фигуры женщины, которая заходит в дом и устраивает там, по выражению актера, «эстетический террор». «Они изначально эдакие жрицы, - говорит о своих героинях Владимир. - Они пришли из садов земных наслаждений Босха. Поскольку эти образы меня еще с шести лет привлекали - и сексуально, и визуально - я очень рад за себя. С этих образов я и познакомился с искусством». «Владимир, я творчески и сексуально раскрепощена, я хочу сняться в одном из ваших фильмов, в котором вы меня насилуете и убиваете», - цитирует актер одно из посланий, полученных от будущих актрис проекта «Шлюхи-роботы». «И она правда приехала, - говорит он. - Она была милая: не схватила меня за яйца и не потащила сразу же в постель. У нас был исключительно творческий союз. Хотя все участницы этого проекта меня очень возбуждают. Они очень сексуальные. И очень женственные. Мне нравится такой расклад во время работы. Я их трогаю, мне это приятно, я их передвигаю, ставлю, могу обнять или поцеловать. Такого рода близость мне очень важна». Епифанцев говорит, что относится к своим актрисам как к детям и, словно родной отец, пытается подстроиться под их проблемы и особенности. «У кого-то из них с желудком проблемы, у кого-то психологическая травма, - перечисляет Владимир. - То, что они делают, так сильно помогает существованию в кадре!»

Фото опубликовано Владимир Епифанцев (@vladimirepifantsev69) Мар 13 2016 в 10:16 PDT

Русский киноавангард, фильмы Луиса Бунюэля  и русские народные мистические ритуалы - из этих слагаемых состоит мир 43-летнего Владимира Епифанцева, когда он не истязает себя на тренажерах, обдумывая новые оргии, и не ведет жизнь примерного семьянина, воспитывая сыновей Орфея и Гордея Владимировичей от актрисы Анастасии Веденской. «Если ты занимаешься свободным кино, независимым от продюсерского фашизма, - рассуждает Владимир, массируя бицепсы, - ты всегда должен себя сдерживать. И вот это сдерживание обычно приводит к полной творческой кастрации». Судя по всему, карьера в русском коммерческом кино действительно помогает копить в себе гнев и ярость, которые приводят Епифанцева к радикальным творческим актам. С одинаковым спортивным драйвом Владимир принимал участие и в жестком альтернативном кино. Его Братишка из фильма Светланы Басковой «Зеленый слоник» стал интернет-мемом, а также тем человеком, который, по мнению Епифанцева, доносил принципиальную для русских людей мысль о том, что нужно прекратить есть кал, который тебе подносят. Собственно, его карьера отчасти иллюстрирует непростую судьбу творческого человека в нашей стране, которому нужно круто унизиться, чтобы выйти затем на новый уровень. Отсюда и участие в диких телепроектах вроде «Короля ринга» и «Танцев со звездами»

В образе сюрреалистического демиурга, немногословного и внимательного к своим моделям, Епифанцев провел следующий день с Rolling Stone, выстраивая их для фотосессии. Площадкой для реализации фантазий Владимира служит ателье Светланы Тегин на Винзаводе, а полуголые девушки, собранные из разных уголков России, бродят между зеркал, манекенов и швейных машин. Обстановка при этом совсем не таинственная, а, скорее, деловитая. Владимир прихватил для моделей фрукты, выдал красиво разодранные чулки и начал выстраивать из их фигур шизофренические композиции. В перерывах девушки курили, проверяли телефоны и рассуждали  о том, где было бы здорово заняться сексом - в самолете или в бюро ритуальных услуг. «Когда я снимал после большого затишья фильм «Дрема», - рассказывает Владимир, экипированный в пиджак, шорты в духе Ангуса Янга из AC/DC и кроваво-красную рубаху, - то кинул клич. Звучал он примерно так: «Ищу актрис для своего фильма, готовых сняться голыми, в блевотине и вымазаться кровью. Без всяких сложных схем, описаний и актерских задач. Отозвалось только несколько человек». Епифанцев вспоминает, что свой кастинг он проводил в том же помещении, где снимали персонажей «Дома-2» и там толпилось человек 200. К Владимиру пришла только одна претендентка. «Она без разговоров разделась догола, - оживленно рассказывает актер. - Все 10 часов, пока мы снимали, она ходила голая. Не просила ни пить, ни есть. Она была в крови, раздвигала ноги и каталась по полу. Мне понравилось ее состояние тогда. И самое главное, что после всего этого она спросила, прошла ли она кастинг. Я ответил, что все снято».

По словам Владимира, именно этот момент дал всему проекту старт.  Наша третья с Епифанцевым встреча снова назначена на «Проекте «Фабрика»: сюда Владимир прибывает на джипе, а следом за ним во двор въезжает малолитражка с двумя костюмершами комедии «8 лучших свиданий». С шутками и прибаутками относительно современных реалий жизни на Украине Владимир примеряет приталенные цветастые рубашки, а после ухода женщин со смаком просматривает отснятый несколько дней назад на Винзаводе материал. «Они хотели вчера потрахаться в самолете? - удивляется Владимир. - Ну это же девочки, они все время между собой обсуждают такие вещи. Конечно, у них есть комплексы. Их всех гнобили в школе, но при этом они не сумасшедшие. Они не пишут мне в Фейсбуке, что откапывали трупы на кладбище. И они крепко подружились на съемках. В том числе и со мной». 

Фото опубликовано Владимир Епифанцев (@vladimirepifantsev69) Апр 1 2016 в 3:52 PDT

Перед проголодавшимся Епифанцевым в прокуренной черной комнате его мастерской вырастает тарелка острой лапши. Фотоаппарат с материалом недавней сессии отложен в сторону, и пришло время философских рассуждений с набитым ртом. «Мне было бы интересно показать историю, как эти существа - странные, почти демоны - меняют сознание и стереотипы поведения, - говорит актер. - Эти образы должны погружать зрителя в мир творческой магии, волшебства, бессмыслицы, безумия, сумасшествия и праздника. Это праздник образов и галлюцинаций, но при этом на основе довольно простых и понятных характеров. В кадре легко будет узнать всю свою подноготную».  «Я пойду по стандартному пути. Я сделаю презентацию, - импровизирует актер, рассуждая о будущем своего спасительного для потерянных городских душ проекта. - Я должен презентовать видеоэтюды, возможно, рисунки, эскизы, экспликации.  Я полагаю, что кто-то на эту презентацию отреагирует и даст денег на завершение проекта. Нужно закинуть удочку - и будет результат». Пока Епифанцев не понимает, что ему делать со своим новым провокационным проектом - устраивать ли премьеру  в традиции русского акционизма, которая потом может перерасти в очистительную оргию, или отнести материал на «Первый канал», который, кстати, показывал его сериал «Кремень». «Если продюсеры заинтересованы в своем собственном развитии как профессионалы, они точно бы взялись за раскрутку этого проекта, - уверенно заявляет Епифанцев. - Я не исключаю, что могу весь этот материал показать Константину Эрнсту! Конечно же, Эрнсту! Я бы первым пошел именно к нему!»    

Владимир Епифанцев

Новый музыкальный материал актер представит 13 апреля в московском клубе «Вермель».

Фильм «Generation П» доступен в iTunes 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно