• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Хардкор»: внутри сумасшедшего киношутера «от первого лица»

21 Апреля 2016 | Автор текста: Джейсон Ньюман
«Хардкор»: внутри сумасшедшего киношутера «от первого лица»

Шарлто Копли в фильме «Хардкор»


© STX

Представьте: вы болтаетесь в фургоне, который несется с невероятной скоростью по трехполосному московскому шоссе. Вдруг вы слышите неприятный дребезжащий стук. В такой толчее невозможно сказать: был ли это ухаб на дороге или колесо раздавило голову каскадеру. Вы пытаетесь понять, что произошло. Только когда русский сорвиголова, который до этого лежал в самом центре бурного потока машин, показывает большими пальцами «Во!» и кричит: «Снял? Снял?!», вы понимаете, что никто не погиб. По крайней мере, пока. Поздравляю: вам выпала возможность увидеть изнутри фильм о киборгах «от первого лица».

По словам Шарлто Копли, актера, исполнительного продюсера и водителя упомянутого выше фургона в фильме «Хардкор», сейчас он уже может смеяться над смертельными трюками. «Я думал, что я наехал на него и задавил насмерть, - говорит Копли. - Это были худшие три минуты за весь фильм. Потом он показал мне идиотский выступ на дороге, который попался мне как раз тогда, когда я сбил его с ног».

В итоге все смертельные случаи в фильме - убийства, совершаемые главным героем. Генри из «Хардкора» просыпается получеловеком, полукиборгом, который должен выяснить, почему какой-то псих и его армия жестоких киборгов пытаются его убить. Кроме того, весь фильм снят «от первого лица». Вы видите только то, что он видит. Вы убиваете тех, кого он убивает.

Илья Найшуллер о «Хардкоре», Тиме Роте и боязни Трампа

Смелый и дикий фильм, снятый 32-летним Ильей Найшуллером на бесчисленные камеры GoPro, запредельным уровнем насилия стирает грань между кино и шутером от первого лица. Это как будто смесь «Doom», «Ичи-Киллера» и американских горок Kingda Ka. «Я должен сыграть этих персонажей так, будто бы мы в видеоигре, - говорит Копли, играющий 11 версий получеловека-полукиборга Джимми. - Мы тут не претендуем на «Оскар».  

Тем не менее, прежде чем говорить об успехе и славе фильма, стоит обсудить парочку не столь существенных вопросов -например, убедиться в том, что зрителя не стошнит в кинотеатре. «Меня легко укачивает, - признается Найшуллер. - Я не могу даже писать смски в машине на пассажирском сиденье».

«Чувак, пока ты горишь, не забудь повернуться и снять другого горящего парня, затем прыгай в окно и смотри, камеру не сломай!», - говорит Шарлто Копли»

Режиссер отснял более 40 часов «стабилизационных тестов», чтобы найти баланс между безжалостными (некоторые будут длиться более семи минут) и просто вызывающими тошноту сценами. Он прикрепил изготовленную на заказ легкую камеру и миниатюрную систему стабилизации к голове Генри, которого поочередно играет почти дюжина каскадеров, а иногда и сам Найшуллер. Все это позволяет зрителям полностью погрузиться в фильм и виртуально принять участие в каждом перерезании горла, потрошении, расчленении и выбрасывании противника из окна.

Если учесть, что главный герой постоянно падает из окна, подрывается на взрывчатке или получает по голове, неудивительно, что снять такой фильм - нелегкая задача. «Каскадеры постигают дзен, прежде чем что-нибудь сделать, - смеется Копли. - Выглядело это так: «Чувак, пока ты горишь, не забудь повернуться и снять другого горящего парня, затем прыгай в окно и смотри, камеру не сломай!»

Видеоигра в мокрых штанах: Питер Траверс посмотрел «Хардкор»

Несмотря на мантру Найшуллера и Копли - «никто не должен умереть на съемках», - российские предписания техники безопасности, не столь суровые, как в США, позволили снять самые рискованные сцены. Например, на сцену преследования на мосту без компьютерной графики режиссеров вдохновил разговор двух каскадеров, которые предавались воспоминаниям о том, как карабкались по опасному мосту в детстве. «У нас в стране безопасность на площадке не особенно обеспечивается, - говорит Найшуллер. - Мы не так помешаны на съемочной безопасности, как американцы. Я предупреждал каскадеров в самом начале съемок: фильм будет вечным, а боль - временной. Конечно, это опасно, но в тоже время хорошо просчитано и продумано». Оба - и Найшуллер, и Копли - с гордостью озвучивают ущерб после съемок всего фильма: только пять швов и сколотый зуб.

Рецензия Rolling Stone на фильм «Хардкор»

Увлечение съемками «от первого лица» у Найшуллера возникло пять лет назад, когда он купил камеру GoPro и занялся съемками леденящих кровь гонок на сноуборде.  «Я - отвратительный сноубордист. Поэтому когда я пришел домой и посмотрел все снятое, я решил, что это никогда не увидит свет», - говорит он. Гораздо лучше у него получалось документировать повседневный быт: по его словам, если снимать «то, чем занимаются люди каждый день, это становится интересным и захватывающим».

Каскадеры Сергей Валяев и Сева Каптур на съемках фильмах «Хардкор», фото: STX Entertainment

Будучи участником российский инди-рок группы Biting Elbows, Найшуллер использовал возможности GoPro для съемки двух видеоклипов, предшествующих выходу «Хардкора»: «The Stampede» показывает нам преследуемого жестокими офисными «белыми воротничками» героя, а «Bad Motherfucker» - брутальный сиквел, набравший уже более 100 миллионов просмотров («Я смотрел его, наверное, раз 20 на повторе», - признался Копли).

Один из тех, кто посмотрел эти клипы, - Тимур Бекмамбетов, режиссер «Особо опасен» и популярного российского фантастического фильма «Ночной дозор». Он и подтолкнул Найшуллера к идее превратить короткометражки в полноценный фильм. Кроме того, он числится продюсером «Хардкора».

«Bad Motherfucker» оказался тем, чего я до сих пор не видел: напряженный, захватывающий, увлекательный, рискованный и вызывающий клип, - говорит Бекмамбетов. - Я захотел увидеть больше, и меня восхитила смелость творческого духа Ильи».

«Hardcore Henry. Original Motion Picture Soundtrack & Score». Рецензия RS

«Я честно сказал ему, что считал эту идею - снять фильм «от первого лица» - ужасной», - признается Найшуллер: ему казалось, что это будет трюкачеством ради трюкачества. - Но Тимур спросил меня, хотел бы я увидеть боевик «от первого лица» в кино, и я ответил «да». Поэтому он сказал мне, что я должен просто взять и снять такой фильм. После этого в голове у меня сразу щелкнуло». В то время Найшуллер занимался сценарием сложного шпионского боевика, но оставил его, чтобы начать подготовку «Хардкора».

«Hardcore Henry. Original Motion Picture Score». Рецензия RS

За последние три года съемок Найшуллер погрузился в POV-съемки: он показывал актерскому составу и съемочной группе кадры из нуарной антиутопии Кэтрин Бигелоу «Странные дни» и экшн о боевых искусствах Гарэта Эванса «Рейд». Но в то же время у него был перед глазами и пример «Леди в озере» - снятого Робертом Монтгомери нуара 1947 года: на самом деле это оказалось пособие о том, как не нужно снимать в этой технике.

Архив RS Biting Elbows: «Если будет человек 30 на концерте, мы в деле», 2011

«Это провальный киноэксперимент, но именно он помог мне, - говорит Найшуллер, добавляя, что сделал Генри немым, потому что у Монтгомери главный герой болтает весь фильм. - Погружение заканчивается, как только персонаж, чьими глазами мы смотрим, начинает говорить. Причем говорит он что-то, о чем мы и понятия не имеем. Это создает дистанцию. Без эффекта погружения не стоило бы и тратить времени на наш фильм».

Хотя Найшуллер говорит, что его цель состоит в том, чтобы «снимать новые крутые фильмы», неважно, «от первого лица» или нет, успех кассовых сборов «Хардкора» может породить целый вал подобных картин. Копли размышляет над технологией, которая могла бы изменить обычный опыт зрителя.

«Если бы Вы оказались на месте Кейт или Лео в конце «Титаника» и ваш партнер умирал, стал бы момент еще более захватывающим, смотри актер вам прямо в глаза? - спрашивает он. - Я не знаю ответа, но вопрос кажется мне очень интересным».         

«Хардкор»

Сингл Басты и CVPELLV «I Just Live My Life» из фильма «Хардкор» доступен в iTunes

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно