• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Николас Виндинг Рефн, «Неоновый демон»: «Я и есть Sex Pistols»

25 Июля 2016 | Автор текста: Тим Грирсон
Николас Виндинг Рефн, «Неоновый демон»: «Я и есть Sex Pistols»

Эль Фаннинг и Николас Виндинг Рефн


© Amazon Studios

Красота — в глазах смотрящего. Но когда глаза принадлежат датскому режиссеру Николасу Виндингу Рефну, это повод восхищаться и пугаться одновременно. В его этапном фильме «Бронсон» (2008) Том Харди в роли супер-заключенного зверствовал на фоне визуально ошеломляющих декораций. В «Драйве» (2011) Райан Гослинг размазывал мозги злодея по полу безукоризненно освещенного лифта. В ленте «Только Бог простит» (2013) поножовщина и жестокие драки вписаны в завораживающую атмосферу ночного Бангкока.

Притягательная и в то же время отталкивающая идея красоты как таковой — в центре и его последней работы «Неоновый демон». Ее героиня, юная модель в исполнении Эль Фаннинг, попадает в беспощадный мир моды Лос-Анджелеса. Это взгляд на Город Ангелов как на манящий своим гламурным великолепием Райский Сад — пусть и населенный стервозными агентами по кастингу, алчными фотографами и завистливыми конкурентками. С периодически совершаемыми актами каннибализма.

«Это ретро-фильм, — заявляет Рефн, смеясь. — В нем я выразил всю свою любовь к вульгарности и прочим чертам Итальянского Ренессанса, какие вы только можете вообразить. Я хотел соединить хоррор, мелодраму, саспенс, юмор, экспериментализм и научную фантастику. Все эти элементы здесь присутствуют».

Фото опубликовано The Neon Demon (@theneondemonfilm) Июн 18 2016 в 1:02 PDT

Столь громкое заявление из уст постановщика, отстаивающего провокационную честность своих намерений, может восприниматься как нахальное издевательство. Но в отличие от своих дерзких картин с захлестывающим уровнем насилия, сам Рефн — обаятельный собеседник с приятным голосом, тщательно взвесивший все свои радикальные решения. А его витиеватый нарратив и визуальные изыски — правдивый эмоциональный слепок режиссера и отца, который в свои 45 лет переступает черту среднего возраста, имея в голове больше вопросов, чем ответов.

Так, после завершения работы над бурлящим тестостероном «Драйвом» и еще более запредельным «Только Бог простит» — «Это фильм о выхолащивании, о возвращении в утробу матери», — рассказывает Рефн о своем крайне неоднозначном таиландском триллере — режиссер решил сконцентрироваться на женском центральном персонаже, пытаясь ответить на вечно терзавший его вопрос. Каково это — быть прекрасной женщиной? «Родиться красивым мне не довелось. В отличие от моей жены», — говорит Рефн. Дальнейшее акцентирование этой темы — приходилось ли ему в детстве чувствовать себя уродцем — он сворачивает: «Быть молодым очень трудно».

Архив RS: Николас Виндинг Рефн: «Скупиться никто не собирается», 2011

«Мне известна власть красоты. Я наблюдаю ее повсюду вокруг меня, — говорит Рефн, снимавший рекламные ролики для Gucci и Hennessy. «Должно быть, родиться красивым — невероятно круто», — подумал я. Каким бы тогда мне показался окружающий мир? «Неоновый демон» — это приукрашенная сказочная вариация на ту же тему».

Это привязанность, правда, начала сливаться с его увлечением нелепостью фэшн-индустрии и заботой о воспитании двух дочерей, старшей из которых сейчас 13. «Я подумал, а что если эта одержимость красотой — которая невероятно разрослась благодаря цифровой революции — противоречит долговечности красоты, становящейся все короче и короче? — рассуждает Рефн. — Я уже вижу, как моя дочь оказывается жертвой этого процесса — и, вероятно, она была ей на протяжении многих лет».

Но в итоге, работая над «Демоном», Рефн сосредоточился не на собственных навязчивых идеях, а на проблеме художественной идентичности. После триумфа «Драйва» на Каннском кинофестивале-2011, сделавшего из режиссера международную сенсацию, два года спустя он привез на набережную Круазетт «Только Бог простит» — и был встречен оглушительным свистом. «[Композитор Клифф Мартинез] отметил очень любопытную деталь, — вспоминает Рефн. — Этим восторгалось целое поколение молодых людей. «Это как быть одним из Sex Pistols», — сказал Клифф. Как бы [истэблишмент] ни пытался порвать тебя в клочья, детишки все равно будут от тебя без ума».

«И я стал значительно меньше париться, — продолжает Рефн. — Частичка меня жаждет всеобщего признания, понимаете? Уважения. Но другая частичка презирает желания первой, потому что не ради этого ведь все делается! Не ради того, чтобы прослыть славным малым. И Клифф был прав, как никогда. Так оно и вышло: «Да, я и есть Sex Pistols! И мне, черт возьми, это по душе!».

«Знать режиссера по его фильмам и знать его лично — две разные вещи, — заявляет в отдельном телефонном интервью Джина Мэлоун, сыгравшая роль маститого визажиста — подруги наивной главной героини. — Я думала, что он окажется более мужественным. Ведь он исследует такие глубоко мужские темы — и не обязательно связанные с «мачизмом». Я не ожидала, что он настолько чувствителен и эмоционален. Его гораздо сильнее интересовали духовные, потаенные сферы жизни: рождение, смерть и загробный мир. Он намного метафизичнее, чем мне казалось».

Видео опубликовано The Neon Demon (@theneondemonfilm) Июл 8 2016 в 2:24 PDT

Сейчас, выпустив наружу своего «Неонового демона», ощущает ли Рефн избавление от прежних фобий? Еще до съемок фильма его интересовал нарциссизм, понятие, обычно имеющее негативный окрас. «Молодое поколение — ненавижу говорить «младшее», тем самым подчеркивая, что я старше — считает нарциссизм достоинством, — говорит Рефн. — И это на самом деле так! И всегда так было. Алистер Кроули разработал теорию, что грех — не в том, чтобы совершать поступки, которые ты не должен совершать; а в том, чтобы не делать то, к чему ты чувствуешь предрасположенность. Это порождает множество интересных конфликтов. В творчестве же это означает делать что-то так, как ты хочешь. Поэтому лично для меня нарциссизм в творчестве заключается в абсолютном принятии всего, что тебя окружает, включая и все твои ошибки. Нарциссизм — это не просто «Насколько я хорош?». Все гораздо сложнее, поскольку суть — в полном примирении с самим собой».

Рефн улыбается, а затем добавляет вместо постскриптума: «И я пришел к выводу, что нарциссизм — это чудесно».

«Неоновый демон»

Фильм в прокате с 28 июля. Саундтрек Клиффа Мартинеза доступен в Apple Music 

Показ фильма состоится в рамках кинофестиваля Otkritie Х Strelka Film Festival, который впервые пройдет с 25 июля по 4 августа в Институте «Стрелка».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно