• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Ла-Ла-Ленд»: как Дэмьен Шазел реанимировал голливудский мюзикл

9 Января 2017 | Автор текста: Дэвид Фир
«Ла-Ла-Ленд»: как Дэмьен Шазел реанимировал голливудский мюзикл

Райан Гослинг и Эмма Стоун в фильме «Ла-Ла Ленд»


© Dale Robinette

Большинство людей на вопрос, с чем у них ассоциируется Лос-Анджелес, скорее всего, назовут знак «Hollywood», китайский театр, аллеею славы и, может быть, здание Capitol Records. Если вы спросите об этом Дэмьена Шазела, режиссера мюзикла «Ла-Ла-Ленд» (в русском прокате с 12 января, — прим. RS), он ответит без раздумий: «шоссе и пробки. Любой, кто здесь жил, ответит так же». 

Сейчас режиссер вдали от своего дома — на кинофестивале в Торонто, где вчера состоялся первый показ его ленты. 31-летний Шазелл беседует со мной в номере отеля и признается, что скучает калифорнийскому трафику, который обычно дарит водителям и пассажирам стресс. «Меня увлек один момент, — рассказывает он. — Ты как бы сочиняешь признание в любви к Лос-Анджелесу, но при этом берешь за основу самую раздражающую вещь в этом городе. Ту, от которой тебя просто выворачивает. В общем, я попробовал сделать так, что даже это может стать основой для крутого музыкального номера». 

Номер, описываемый Шазелем, отличается от остальных. С него начинается история пианиста (Райан Гослинг) и актрисы (Эмма Стоун), которые влюбились друг в друга с первого взгляда. Со стороны можно сказать, что ради этих пяти минут как минимум на пару дней остановили движение на автостраде, а сотни танцоров забрались на крыши разноцветных автомобилей, чтобы на них исполнять свои па. Из-за такого необычного сочетания к тому же создается впечатление, что все снято одним планом. (Сам Шазелл говорит, чтобы было две «невидимых» монтажных склейки, распознать которые можно только если у вас орлиный глаз). 

Это один из многих невероятных моментов в фильме, которые заставляют зрителя погрузиться в прошлое — в ту эру, когда мюзиклы были олицетворением Голливуда. Только в одном из них крупнейшие голливудские артисты могли продемонстрировать друг другу в финале средний палец. «А как иначе можно начать мюзикл в нынешние времена?», — смеется режиссер. 

Но есть и более интересный вопрос. Как вообще можно было снимать сейчас мюзикл, да еще и уговорить поучаствовать в нем двух видных молодых голливудских актеров. И вдобавок обернуть все так, чтобы лента стала «оскаровским» фаворитом? Шазель и его старый друг, композитор Джастин Гурвич, забавлялись с идеей подобного фильма в стиле ретро-твист еще с тех пор, как познакомились в Гарварде и основали собственную рок-группу. Их связала любовь к постановкам в духе олдскульного MGM и работам французских режиссеров-ревизионистов вроде Жака Деми. Эти пристрастия помогли им сделать первый совместный фильм — малобюджетный черно-белый мюзикл 2009 года «Гай и Мэдлин на скамейке в парке». С него и начались разговоры о том, как создать экстравагантный танцевально-музыкальный проект в том же духе, но с существенно более крупным бюджетом. 

«Мы все время себя спрашивали: а есть способ взять мюзиклы, которые мы так любили, и сделать их более созвучными современному миру, — говорит Шазелл. — И не просто модернизировать жанр, а гуманизировать его — за счет того, что в нем будут участвовать актеров, которых вы обычно не ассоциируете с проектами подобного рода. Нам хотелось добиться ощущения, что все увиденное вами на экране, сделано живыми людьми их плоти и крови». 

В 2011 году, сразу после окончания колледжа, Шазелл переехал в Лос-Анджелес, где он продолжил анализировать идею постановки, но сталкивался с полным непониманием. Его считали безумцем. («Продюсеры, оценивая наш проект, звона монет в голове точно не слышали», — смеется режиссер). Гурвич тем временем продолжил работать над музыкой — он сделал несколько заготовок для «Ла-Ла Ленда», а также разок подхалтурил в «Симпсонах» и сериале «Лига»

Дэмьен Шазелл и Райан Гослинг на съемках «Ла-Ла Ленда». Фото: Dale Robinette

А затем ситуация существенно изменилась. В 2014 году вышла драма Шазелла о барабанщике «Одержимость», которая принесла ему «оскаровские» номинации и неожиданное состояние. Лучшего момента для реализации старой идеи придумать было нельзя. «У меня был капитал, — объясняет Шазелл, — И я его полностью вбухал в проект». Параллельно с подготовкой проекта Гурвич начал писать музыку и сочинять песни, которые должны были дополнить историю двух влюбленных, жаждущих славы». 

«У него уже были готовые сцены в голове», — говорит Гурвич, имея ввиду открывающую сцену на шоссе, волшебный танец в обсерватории и калейдоскопическом монтажном куске, которым завершается фильм. «Сначала я сочинил инструментал «Mia And Sebastian Theme», — рассказывает композитор. — Мы знали, что от него много зависит. В общем, я просто сидел за пианино и сочинял мелодии — одну за другой, чтобы найти правильный вариант». Он делает глубокий вдох. «Я сделал более 1900 демо для этого фильма. Мы выбросили множество материала. Начиналось так: «Нет, нет, нет, может быть, нет, нет, нет!». К счастью, мы пришли к варианту: «Нет, нет... О боже, да мне это нравится!». После этого мы начали работу над текстами и припевами, а затем снабдили музыкой наших поэтов — Бенджа Пасека и Джастина Пола, — дуэт, который стоит за бродвейской сенсацией «Дорогой Эван Хансен» и сейчас переживает пик славы. — И уже потом я сделал фейковые MIDI-оркестровки». По словам композитора, треки вроде «Audition» (The Fools Who Dream)» родились очень быстро, а минималистичный номер «City Of Stars» во вкусе Чета Бейкера, напротив, потребовал новой череды демо». «И их было реально много», — говорит Джастин Гурвич. 

Когда песни начали складываться в единое целое, Шазелл продолжал писать черновики, оттачивая сюжет. Музыка продолжала подкидывать ему новые идеи. Дэмьен осторожно предполагает, что идея с дуэтом Райана Гослинга и Эммы Стоун была в его голове очень давно. «Еще до начала работы», — говорит он. Однако, «Одержимость» помогла и тут. Во время очередного мероприятия вокруг «Оскара» он познакомился с Райаном Гослингом, который, в свою очередь, поделился с ним идеей сделать что-нибудь «в духе Джина Келли». Почти сразу после этого произошла встреча и со Стоун, которая как раз закончила работу в бродвейском «Кабаре». «Все решилось за ужином, — пишет мне актриса. — Мы оба заказали пирог с курицей. Тогда он рассказал мне о «Ла-Ла Ленд» — еще до того, как я прочитала сценарий. Шазелл показался мне очень милым — с таким пылом о своих проектах обычно рассказывают 16-летние». Позже режиссер узнает, что Стоун и Гослинг некоторое время обсуждали между собой этот проект без его ведома. Вскоре актер из «Драйва» начал брать уроки игры на фортепиана, а затем Эмма и Райан отправились на курсы танцев, чтобы разбудить в себе внутренних Джинджер Роджерс и Фреда Астера. 

Актеров заставили прыгать с машины на машину не сразу (об открывающей сцене Стоун говорит, что все прошло замечательно, «потому что она наблюдала за происходящим с сиденья ее «тойоты приус»). До этого были сняты эпизоды со скоростными танцами — па-де-де на скамейке в сумерках и упомянутый фрагмент в обсерватории Гриффита, где актеры парили в космосе. «Это было веселее всего, потому что нам дали почувствовать себя в эдаком «Человеке-пауке» из прошлого, — рассказывает она. — Отлично помню, как вращалась и крутилась, а Дэмьен закатывал глаза». 

Для Шазелла самым сложным в картине были не тщательно продуманные танцевальные номера, а длинная сцена, в которой парочка на середине фильма начинает ссориться. «Это очень длинный диалог — на 6-7 минут, — вспоминает он. — И держался он только на актерах. Это тот момент, когда музыка останавливается для них. И репетиций потребовалось больше, чем обычно».

Отвечая на вопрос, сможет ли «Ла-Ла Ленд» снова увлечь публику поющими и танцующими актерами, Шазель на минуту задумывается и театрально скрещивает пальцы. Режиссер говорит, что рассчитывает перевоспитать хотя бы какую-то группу хейтеров, которые напрочь не признают жанр. «Меня устроит половинчатый вариант — например, те, кто любят «Поющих под дождем», но ненавидят все остальные мюзиклы, — иронично говорит о своей аудитории Дэмьен. — Мы же отлично понимали, что мюзиклы по форме уже зашли в тупик. Поэтому мы постарались сделать фильм для тех, кто не совсем разуверился в жанре».

«Ла-Ла Ленд»
Фильм российском прокате с 12 января. Саундтрек доступен в Apple Music

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно