• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Джеймс Мэнголд о том, как Росомаха достиг предела жестокости в «Логане»

4 Марта 2017 | Автор текста: Брайан Хайат
Джеймс Мэнголд о том, как Росомаха достиг предела жестокости в «Логане»

Хью Джеман в фильме «Логан»


© 20th Century Fox

Даже самые серьезные и приземленные супергеройские фильмы обычно предлагают нам изрядную порцию эскейпизма. Но только не «Логан» — финальная часть сольной трилогии Росомахи. Эта лента особо не позволяет нежиться в мире фантазий. Скорее, она вскрывает зрителям мозг. В «Логане» состоялось сразу несколько побед: это самый четкий и убедительный супергеройский фильм в истории, если мы говорим о мэйнстриме; также в нем нарисован очень убедительный пейзаж пост-трамповской Америки. Здесь, образно говоря, не только курят, но еще и отрубают головы. Иногда функции палача берет на себя 11-летняя девочка с металлическим скелетом. В общем, «Логан» — это реализация всего, что могло быть показано в «Хранителях», если бы их режиссером был не Зак Снайдер.

Автор фильма Джеймс Мэнголд (на его счету биографический фильм о Джонни Кэше 2005 года «Переступить черту» и «Росомаха» 2013 года) ко всему прочему еще и попробовал действовать более свободно и показать, что сиквелы лент про супергероев — это не только способ зарабатывания денег. «Я думаю, что у зрителей и фанатов на этот счет немного промыты мозги, — говорит режиссер. — Подавляющее большинство думает, что кинокорпорации не столько заставляют смотреть фильмы, сколько покупать тематические игрушки, футболки, видеоигры и хэппи-милы с символикой лент».

Вашей целью было вывести супергеройский жанр на новый уровень?

Ну передо мной не стояло столь мощных амбициозных планов. У меня были какие-то более локальные и скромные цели — например, удовлетворить самого себя этим фильмом. Просто не хотелось иметь дела с шаблонами, которые обычно используются при создании картин по комиксам. Я хотел сделать фильм по-своему — таким, как и другие свои работы. Вместо того, что подстраиваться под устоявшиеся стереотипы, я предложил иную схему — мы берем Логана, и он попадает в фильм Джеймса Мэнголда.

То есть в настоящий нормальный фильм?

Да, примерно так (смеется). Откуда вообще взялось желание штамповать фильмы в одинаковом стиле один за другим, думая, что так хотят фанаты? На чем основано такое желание? Я не думаю, что у самих фэнов спрашивали. Кстати, создателей комиксов это тоже касается. Они делали что хотели. Если взять комикс про Супермена, то персонаж из оригинала Джо Шустера и Джерри Сигела был подвергнут редизайну и прочим переделкам множество раз. То же самое происходило с Бэтменом, Росомахой и другими. Для меня самым крутым бы было, если бы к этим историям люди относились как к Шекспиру. И работа над экранизациями велась бы по схеме: «Дайте режиссерам и сценаристам делать то, что они хотят». Мне хотелось бы посмотреть, как Джулиан Шнабель, например, снял один из таких фильмов по комиксам. Вообще хотелось бы видеть множество подходов — от самых-самых разных авторов.

Насколько сильно было сопротивление на студии, когда там ознакомились со всеми вашими идеями?

Я со своей командой уже много лет работаю. Мы много проектов прошли. И только после финального показа мы посмотрели друг на друга и выдохнули. Я до сих пор поверить не могу, что нам все это пропустили. Мы до последнего опасались, что кто-то там наверху все равно скажет «нет». Например, у нас была мета-идея, что комиксы о «Людях Икс» существуют внутри фильма о Росомахе. С точки зрения у нас даже было оправдание — в «Непрощенном» Клинта Иствуда имеется же персонаж Ричарда Харриса, который пишет о легендарных личностях. Отношения супергероев с их статусом знаменитостей в кино изучались не особенно сильно. И если герой вдруг оказывался в тени, то он оказывался, условно, в мире фильмов вроде «Сансет-Бульвар», мрачных и безысходных нуаров. Такая перспектива показалась нам крутой.

Там есть момент, где Логан проходится по комиксам, подчеркивая, что все события там вымышленные. Это можно и к предыдущим фильмам про «Людей Икс» можно применить, которые были эдакой глянцевой версией более суровой и грубой по фактуре реальности?

Все, что сценарии предлагается, сделано абсолютно сознательно. По крайней мере, в том плане, как соединены все истории. Но с точки зрения Логана, все фильмы, которые были снять о похождениях с его участием, были, конечно, раздутой версией того, что было на самом деле. По крайней мере, он так себя чувствует — внутри он совсем не такой грандиозный, каким его подавали. Но, надеюсь, у вас не будет четкой уверенности в том, какова истинная причина такой позиции Логана. Может, он разочарован в своей жизни, и с точки зрения человека, наблюдающего мир в состоянии глубокого пике, прошлое ему уже не представляется в реалистическом ключе. Или его вклад правда преувеличен?

Когда вы сказали, что хотите сделать в духе ваших обычных картин, вы, конечно же, не имели ввиду «Росомаху». Тогда вам пришлось немного постараться, чтобы подстроиться под шаблоны?

Нет, просто тогда другая задача стояла. Надо было сделать супергеройский фильм просто ради доказательства того, что ты можешь это делать. Наш фильм выходил летом 2013 года, в августе, и я посмотрел все хиты. Они были все так или иначе построены вокруг темы разрушения и там многое повторялось. Какая-то бесконечная гонка вооружений.

Режиссер «Логана» Джеймс Мэнголд. Фото: пресс-служба.

И везде доминировала идея, что мир, а там и вся Вселенная, могут быть уничтожены в третьем акте? 

Ну это не только в фильмах по комиксам прослеживалось, но и в тех же «Трансформерах». На одной из таких лент, оглушенный и ослепленный, я даже уснул. Это как надеть очень громкие наушники — у тебя сразу глаза закатываются. А может, как в случае с Малькольмом Макдауэллом из «Заводного апельсина». Но в «Росомахе» я решал немного другие проблемы — меня лихорадило от мысли, что эстетику гонконгских фильмов можно было объединить с настроением японских лент периода Одзу во втором акте, а затем в третьем акте уже можно закончить все размашисто и по-марвеловски. Интересно, что большую осторожность в работе я испытывал, когда работал над вестерном 2007 года «Поезд на Юму». Потому что когда я им занимался, я еще и анализировал, почему в жанре вестерна проваливалось столь много талантливых постановщиков в современный мне период. Ну, за исключением Иствуда, разумеется. Что они все упускали? И, по моим наблюдениям, постановщики просто переставали быть собой во время работы над вестернами. Видимо, они сразу бросались пересматривать «Искателей», начинали так же кадры строить и теряли свою индивидуальность. Это все равно, что начать рассказывать историю не своим голосом и при этом на полном серьезе. Опасная это штука. Может, в «Росомахе» я по этой части где и провинился, но не уверен. В «Логане» уже другие задачи были — я хотел сделать важный лично для себя фильм. И это был единственный правильный способ попрощаться с персонажем, который фигурировал в кино уже на протяжении семнадцати лет.

В фильме еще есть много моментов, делающих его актуальным в пост-трамповской Америке. Например, по сюжету девочку, родившуюся в Мексике, перевозят через всю Америку, чтобы дать ей безопасное убежище в Канаде. Откуда все это взялось? 

Ну просто надо было продемонстрировать, что США — это уже вражеская территория, а наши герои находятся в бегах. Самое первое, что я предложил в Fox, — это своеобразную отсылку к «Маленькой мисс Счастье». И чтобы выдержать эту модель, нам нужно было направление движения. В классическом роуд-муви нужно место назначения и та точка, из которой ты пытаешься выбраться. Когда фильм существовал только в виде наброска, я представлял, что они живут в Кентукки, в местах производства бурбона. У Чарльза Ксавьера деменция или даже Альцгеймер, так что Логану нужно держать его от себя на дистанции. Однако, по мере работы у нас появилась идея с детьми-мутантами, возникло и решение, что они должны быть к югу от границы. Это было более реалистичным способом проиллюстрировать мерзосьб ситуации. Тот факт, что Лаура — испанка, тоже интересен по двум причинам. Первая — собственно иллюстрация состояния мира и людей, которые становятся друг другу все более чужими, а вторая — чтобы максимально избежать карамельного эффекта отец-дочь между Логаном и Лаурой (ее сыграла Дафна Кин, — прим. RS). 

И поэтому вы практически изолировали их друг от друга в плане реплик. 

Да, получилось гораздо более кинематографично. Я мог сделать ничего не значащие диалоги, но это была очень тяжелая задача. Потому что у меня есть теория, что в голливудских фильмах все слишком симметрично разлиновано, все по центру. До такой степени, что когда вы обсуждаете с продюсерами сцену, где участвуют два влюбленных героя, тебе могут задать вопрос: «А как мы поймем, что они влюблены? Никто же из них не говорит: «Я люблю тебя!». И ты находишь убийственный аргумент. «Люди всегда говорят: «Я люблю тебя», а на самом деле не любят. Слова часто лгут. Тебе все об их отношениях скажут взгляды, которыми они обмениваются. На самом деле, ты можешь написать диалог, где они говорят: «Я ненавижу тебя», но при этом выглядеть все будет как история любви. Вот в этом для меня истинное кино. 

Такая сцена, на самом деле, есть в «Лего Фильм: Бэтмен».

Ну тогда они идеально проиллюстрировали эту идею.

Патрик Стюарт так мощно сыграл, что его должны точно на что-нибудь выдвинуть.

Потрясающая работа. Я думаю, что все три исполнителя главных ролей, на самом деле, сработали на своем высочайшем уровне. Особенно Дафна, потому что это точно высшая точка ее карьеры – первая роль. Но и Хью тоже выступил блестяще, и Патрик удивителен. У него хватило смелости, чтобы я сделал его уязвимым. Думаю, что это очень нелегко, потому что у актеров существует известный страх, что если ты играешь старого и слабого, ты не должен ничего изображать кроме этого. Стюарт действолвал более открыто, и это пошло нам на пользу.

После «Переступить черту» были мысли сделать еще что-нибудь на музыкальную тему.

Да я бы с удовольствием. Просто с удовольствием.

Есть что-то конкретное на примете?

Ну я не могу так прямо сказать, потому что в две инстанции насчет артистов я уже обратился. Тут главный вопрос состоит в том, готовы ли они к тому, чтобы стать героями кинофильма. И есть ли вам что-то новое сказать? Да, они написали великие песни, изменили ход музыкальной истории, но этого недостаточно. Тебе обязательно нужно иметь некую историю. И даже если такие потрясающие истории есть, люди не всегда готовы сделать их основой для картины. Так что я пока не знаю.

Я с детства являюсь поклонником Спрингстина, и меня всегда завораживал тот момент в его жизни, когда после «Born To Run» он все никак не мог выпустить пластинку. Режиссеры всегда находятся в поиске таких моментов. Кроме того, есть такая группа как Fleetwood Mac, где музыканты фактически потеряли себя в сложных отношениях друг с другом. И поиск подобных сюжетов и разворотов — это такой же творческий момент, как занятие искусством, как выступления рок-группы в ходе музыкального тура. 

Тут, конечно, идеальный пример — это история Джонни и Джун Кэшей в «Переступить черту».

Для меня тут такой поворот — ситуация, в которой они влюбились друг в друга, находясь на сцене и будучи связаны семейными узами в этот момент с другими людьми. И их единственный шанс быть в месте — это возможность выступать перед тысячами людей. И появляется возможность реализовать очень кинематографичную метафору — вроде бы ты на сцене, и на тебя все смотрят, но в то же самое время ты абсолютно сам по себе и закрыт. И музыка позволяет тебе выйти на совершенно новый уровень интимности с человеком, которого ты любишь. И когда опустится занавес, вам с любимым человеком будет нужно разойтись в разные стороны.

После пародийного фильма «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса» идея традиционной музыкальной кинобиографии должна...

Быть переосмысленной? Я не знаю. Я думаю, что примерно то же самое сказать про вестерны сказать после «Сверкающих седел». Режиссером нужно не забывать о том, что единственная причина, по которой сатира получается сильной, — это то, что и пародируемый оригинал очень силен. Что меня в «Дьюи Коксе» поражало, это то, что они на фильм в два раза больше потратили, чем мы на «Переступить черту», и сделали его для студии, которая не стала с нами связываться по поводу биографии Джонни Кэша. «Ух ты, какой ход! Вы не могли дать нам 24 миллиона на биографию Джонни, но потратили 50, чтобы спародировать этот проект два года спустя». Вот это было реально смешно. 

В прокате он прошел очень так себе, и получилось, что они выбросили деньги на культовый фильм.

В этом весь и смех.

Рецензия Питера Траверса на фильм «Логан»

Рейтинг R при создании «Логан» довольно сильно развязал вам руки в плане изображения насилия, но были некие точки, дальше которых вы старались не заходить?

Тут есть и еще один важный момент. Можно сделать фильм с более низким в плане возраста рейтингом, где убивают тысячи людей, но при этом с меньшим количеством крови и без того значения, которое мы придаем насилию в «Логане». И стоить это будет гораздо дороже. Когда ты видишь, как работают лезвия, ты видишь реальную смерть. Это гораздо более гуманно, чем показывать как люди валятся со зданий или попадают под пулеметные очереди. Это очень интересный момент, почему люди из MPAA, выдающие рейтинги, видят ножи более опасными, чем огнестрельное оружие. 

Вы также говорили, что рейтинг R позволил быть более свободным и в других отношениях.

Получение такого рейтинга — это не только большая свобода в использовании мата или демонстрации крови. Это позволяет тебе сделать фильм более интересным. И причина состоит в том, что крупные студии максимально заморачиваются на маркетинге. Эта машина хочет выжать из фильма все соки. И фильм получается совсем как матрешка — он и для детей, и для мальчиков, и для девочек, и для взрослых, и для продростков. И целевую аудиторию обязательно надо удовлетворять — по всем направлениям. Рейтинг R у нас потому, что этот фильм — не для детей. Они его не смотрят. Именно поэтому на нас никто не давил в плане длительности сцен. Ты больше не ломаешь голову, можешь ты что-то перед лицом детей говорить или нет. Не ломаешь голову, может ли сцена длиться более 28 секунд. Также отсутствует требование наличия симпатичного персонажа, который потом может быть поставлен в производство в виде экшн-фигурки. И когда давление уходит, исчезает и необходимость все разжевывать так, чтобы было понятно 9-летнему ребенку. И это, поверьте, просто огромная свобода. 

«Логан»

Фильм уже в прокате. Саундтрек Марко Бельтрами доступен в iTunes

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно