• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

ПроявленияКИНО

Александр Баширов. Слюнная Соната

1 Мая 2008 | Автор текста: Светлана Репина Мария Белят
Александр Баширов. Слюнная Соната
Александр Баширов

© Игорь Мухин, www.rollingstone.ru

Проведя пьяный вечер в компании двух журналисток, актер и режиссер Александр Баширов рассказал русскому RS об обывательской жажде жлобства и своей непростой работе в трэш-комедии «Антидурь».

«Машка, Светка, а вы умеете слюни вот так пускать? — интересуется у нас актер Александр Баширов и резко выпускает слюну из кончика рта. — Да вы все неправильно делаете, нужно быстро! Чтобы она как змеиный язык изо рта вылезала и так же обратно втягивалась». Мы сидим друг напротив друга, от души хохочем и пускаем слюни в течение минут пяти — так начиналось интервью с одним из главных питерских актеров-эксцентриков, в итоге затянувшееся далеко за полночь.

Александр Баширов позирует перед входом в московское «Макикафе» — излюбленное место встречи геев на Тверской улице. Рядом с нами к стене пристроились два здоровенных парня с низкими лбами — оба мрачновато наблюдают за фотографом, вертящимся вокруг Баширова. Пока актер переводит дух, мы тыкаем пальцами в гопников и интересуемся, часто ли наш сегодняшний собутыльник сталкивался со шпаной. «А может, я и сам был гопником, — тут же реагирует Баширов. — Ха-ха-ха! Откуда вам знать? На самом деле я не хотел бы говорить на темы, о которых потом можно будет в мемуарах написать. Хотелось бы сохранить весь этот бульон горячим и готовым к употреблению». Мы входим в кафе, где Баширов немедленно начинает орать на весь зал, требуя «коньячка» для себя и «девушкам шампанское за их счет». Мы усаживаемся за столик и заводим разговор о том, кто, когда и при каких обстоятельствах переворачивал столы в ресторанах. «Я делал это не единожды, — заявляет актер. — Обстоятельства были самые разные. Как правило, это делается в пьяном угаре. Не дают разгуляться, поэтому и переворачиваю. Мне нужно сжечь все города, женщин взять в наложницы, мужчин продать в рабство — везде, от Тихого океана до Адриатического моря, включая, может быть, северные губернии России. Все сжечь! Все предать огню! Мне кажется, вам обеим нужен коньяк!» Подошедший официант подмигивает нам, в то время как Баширов рассуждает о том, что нужно брать «самый дешевый напиток», потому что «в нем градус один и тот же». «Дайте сюда три рюмки, — бросает актер. — И шесть лимонов дайте, будем руки протирать». Пока мы соображаем на троих, возникает идея перейти к поводу нашей сегодняшней встречи — сентябрьскому релизу трэш-комедии «Антидурь». «Когда я снимался в этом фильме, то чисто меркантильными интересами руководствовался, — говорит Баширов. — Честное слово! Я с удовольствием что-нибудь выбил бы на скрижалях, и вы бы засунули их в анналы истории, но во мне все уже перезагрузилось два раза, и с тех пор я нахватал много вирусов». В фильме «Антидурь» Баширов играет некоего эксперта-криминалиста Ракова, который обладает идеальным нюхом, благодаря чему сделал успешную карьеру в Госнаркоконтроле. Самому Александру Николаевичу запах марихуаны не по душе, ему больше нравится аромат селедки. «Я люблю запах страсти! — орет Баширов. — Я даже готов нюхать какой-нибудь морской бриз. Моя нюхательная толерантность распространяется на все! Иногда я получаю удовольствие от запаха сухого киселя». Баширов резко сгибается на стуле и начинает скрипуче смеяться.

Александр Баширов — пожалуй, один из самых ярких артистов второго плана русского кино, причем его яркая фриковатая внешность позволяет ему играть эксцентричных и часто маниакальных персонажей. «Как режиссер я скажу, что актер Баширов очень сексапилен и мне интересно все, что связано с его телом, — сообщает Баширов, размахивая зажженной сигаретой. — Еще мне как режиссеру интересен интеллект этого актера, он прямо светится в его глазах. Баширов упакован в тончайшую самоиронию и великолепное чувство юмора, причем оно достаточно абсурдно. Но вообще я не актер, у меня нет ролей — сплошь какие-то этюды и научные исследования возможностей человека». Официант приносит нам очередную порцию коньяка и просит у Баширова автограф, на что тот презрительно предлагает украсить протянутую бумажку изображением сердечка. Мы молча выпиваем, после чего актер интересуется, не лесбиянки ли мы. «Очень надеюсь на это, — сообщает актер. — Хотелось бы очень на это посмотреть. Зачем вы меня в заведение для геев затащили? Я же натурал!»

Александр Николаевич Баширов родился в 1955 году в деревне Согом Тюменской области, а двадцать лет спустя перебрался в Ленинград. Поработав на цементном заводе и отслужив в армии, будущий актер попал на режиссерский факультет ВГИКа — сначала к Игорю Таланкину, ну а затем к Анатолию Васильеву. В полупустом «Макикафе» назойливо трезвонит телефон Баширова — на завтра у актера запланированы какие-то съемки в Дубне, а сегодня он должен встретиться со своим другом Тамашем Тотом в Доме кино. Туда мы и отправляемся, попутно застряв в пробке. «Нет, так жить нельзя, — констатирует Баширов. — От Питера до Москвы ближе, чем от Пушкинской до Маяковской. В Москве население в жиже гламура барахтается, элегантные позы принимает. Что? Как я отношусь к тому, что клан Михалковых всем в кино заправляет? Ой, какие свежие новости! Мне вообще не нравится, что кто-то чем-то заправляет, но кто-то же должен заправлять! И тем, кто узурпирует права на финансовый источник, должно быть стыдно! О, а давайте я Мише Ефремову позвоню». Пока актер копается в меню телефона, разыскивая номер своего коллеги, мы замечаем, что Ефремов является таким же олицетворением пьяного московского дебоша, как Баширов — питерского. «Правда, что ли? — кокетливо тянет Александр. — А мне казалось, что Миша — приличный человек, что он такой яркий представитель московской интеллигенции. Утонченный интеллектуал, горящий театральный деятель».

ВГИК Баширов так и не окончил, хотя актерская карьера его едва ли от этого пострадала: в 1986 году он дебютировал у Сергея Соловьева в драме «Чужая белая и Рябой», а год спустя сыграл в его же «Ассе». При упоминании имени Соловьева Баширов поджимает губы и выдерживает перед следующей репликой длиннющую паузу. «Кое-что меня в нем раздражает, — выдавливает актер. — То, например, что мы разные. Хе-хе-хе. Вы меня тоже, кстати, обе раздражаете. Красота меня раздражает, уродство раздражает, меня раздражает все, потому что глагол “раздражать” говорит о том, что я неравнодушен, понимаете? Я чувствителен, сентиментален, меня раздражает любой человек, который выглядит не так, как я!»

В конце 80-х Баширов женился на американке и отправился в Штаты учиться актерскому мастерству, время от времени возвращаясь на родину для участия в очередных съемках. От того американского вояжа у актера остались сертификат нью-йоркской «Бергхоф-студии» и сын по имени Кристофер. Сейчас Баширов женат на солистке «Колибри» Инне Волковой, от которой у него тоже есть ребенок — дочь Александра-Мария. «Я к группе “Колибри” и ко всему этому никакого отношения не имею! Лучше не соваться туда, где больше одной женщины! Женщина сама по себе является социальным животным и свое возбуждение от искусства она имитирует! Для меня женщина никаким творцом не является, я работаю с женщинами как режиссер, как антрополог: иногда легкой кисточкой, иногда лопатой пытаюсь выкопать из нее что-то существенное и сострадающее. Вот так!»

Александр Баширов

Александр Баширов
© Фото: Игорь Мухин, www.rollingstone.ru

Наш автомобиль притормаживает у Дома кино, и только тут выясняется, что Ефремов не приедет — у актера «особые семейные обстоятельства», и он находится под домашним арестом. Расстроенный Баширов оборачивается к нам с переднего сиденья и неожиданно заявляет: «Две натуральные блондинки, ага! Давайте на вашу камеру что-нибудь жесткое снимем? Например, порно! Был бы я нормальным человеком, я бы не удержался. Но старость, старость, здоровье не купишь. И не продашь. Я про психическое. Ха-ха-ха. Дело в том, что я глуховат, плохо вижу и туго соображаю». Вместо Тамаша Тота в буфете Дома кино мы обнаруживаем двух кокетливых женщин бальзаковского возраста, которые сообщают нам, что венгр уже ушел. Баширов командует нам подниматься в ресторан: там отмечают премьеру фильма Александра Миндадзе «Отрыв». Мы присаживаемся за соседний от киногруппы стол. Заказываем солянку, селедку и водку. Писатель Дмитрий Быков неразборчиво произносит очередной тост, и несмотря на то, что нам почти ничего не слышно, Баширов начинает вопить: «Как элегантно сказано! Давали бы еще денег на кино!»

После нескольких молча опрокинутых рюмок Баширов начинает вспоминать режиссерский факультет ВГИКа, на который он поступал четыре раза. «Лежа на кроватях, мы кидались в выключатели бутылками, — сообщает артист. — Все это делалось, чтобы включить свет и его выключить. Помню, не попали, осерчали и выбросили в окно шкаф. Нет, это не было мелкое ************ Это было психозом конкретики, жаждой реконструкции! Это была маленькая диссидентская атака на выключатель — так мы проявляли свободу своей личности, потому что свобода слова нам уже тогда претила!» Колоритная официантка в чепце приносит нам еще селедки и водки, и разговор перетекает в душеспасительное русло. «Православие заключается в том, что ты рожден для страдания, — бойко вещает Баширов. — Как только ты признаешь это, девочка, то станешь свободной и начнешь наслаждаться. Это единственный выход в том напряжении, в котором ты живешь. Как-то Федя Бондарчук сказал, что никогда не снимет в своем кино граненый стакан. Я говорю: “Федя, он создан Мухиной, это великолепное произведение искусства, после нас останешься не ты со своими клипами, а граненый стакан как символ гармонии красоты». Баширов внезапно вскакивает со стула и начинает активно жестикулировать, сверля нас глазами. «Вы должны прийти к главному — к запаху! Понюхайте людей, все они воняют говном! Все воняют! Вам нужно срочно пригнуться к земле, как Илья Муромец. Вы благодарить меня потом будете, ноги будете целовать!»

Мы выходим из Дома кино и решаем отправиться в гости к нашему приятелю, владеющему частной галереей на Ордынке. По дороге берем пару бутылок шампанского. «Чтоб вам всем пусто было, — недовольно комментирует покупку актер. — В этом, что ли, счастье? Счастье внутри тебя, а сам ты можешь при этом колоться, нюхать, курить, б***ь. Где эта галерея? Достали с дурацкими вопросами».

Баширов в первую очередь считает себя режиссером, а не актером, хотя на его счету всего лишь один художественный фильм («Железная пята олигархии»), две несохранившиеся короткометражки («Аутсайдер» и «Ода к радости»), а также документальная лента «Белград, Белград!», рассказывающая о югославской деятельности агрессоров из НАТО. В качестве актера Баширов уже мелькнул в этом году на площадке «Груза 200» Алексея Балабанова и вернулся к своему старому патрону Сергею Соловьеву, сыграв в засекреченной пока картине «2-Асса-2, или Вторая смерть Анны Карениной». Придя в галерею, мы с Башировым расслабляемся в кожаных креслах, пьем шампанское, слушаем какой-то этнический джаз и курим. Баширов ведет себя крайне агрессивно, а также много и довольно злобно матерится. «Ну вот ты, например, приходишь в магазин, а эта **** с охранником кокетничает, — жалуется актер на питерский сервис. — Я говорю: “Сигареты не продадите мне?” А она: “Мужчина! Не видите, что я занята!” И я начинаю тут же на нее орать: “Пожалуйста, я сейчас унижусь, дайте мне сигареты, ****, педерасты, в п***у!”»

Александр Николаевич срывается на визг и начинает со всей силы лупить по подлокотнику своего кресла: «“Ты со своим охранником за***ла меня! Продай мне сигареты за мои деньги!” И она тут же: “Слушайте, вы неадекватно себя ведете! Администрация!” А потом в ментовке еще за это в рыло получаешь! Вот это неадекватное поведение: ты пришел за сигаретами, а там такие скоты. Адекватность — это обывательская жажда жлобства и сокрытие этого жлобства! Адекватность — это абсолютный праздник власти и гадости! Жлобство, пошлость и гадость — это вообще западная проблема. Потому что именно индивидуализм, присущий всему Западу, атакует эту чужую свободу. Любой человек, который инфицирован западной цивилизацией, ненавидит Россию, потому что он в России видит отсутствие свободы для себя!»

Судя по всему, Баширов завелся окончательно, его реплики становятся все более абсурдными. Баширов неожиданно вскакивает с дивана и хватает табурет: «Самое маленькое животное на Земле — это вирус. Какое самое большое, Свет, как думаешь? Нет, это не Лев Николаевич Толстой. Это слон! И вот как ты думаешь, если представить, что вселенная похожа на человеческий мозг, где твое место в этом мире? Вирус и слон, представь, да? В этом говне безумия!» В это время раздается звонок в дверь, и в галерее возникают две вполне себе взрослые подруги хозяина — барышни из высшего общества, интересующиеся искусством. Баширов тут же целует их обеих в щеки и громко орет: «Вот тут девушка Света решила потрахаться со свиньями в пику Льву Николаевичу Толстому. Надо же! Да он как только узнает, в гробу перевернется!»

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно