• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

ПроявленияКИНО

Общество-память. Александр Кайдановский

5 Июля 2006 | Автор текста: Денис Родимин
Общество-память. Александр Кайдановский
Кайдановский

© fotobank.com

Актеру и режиссеру Александру Кайдановскому 23 июля 2006 года исполнилось бы шестьдесят лет. О своем учителе вспоминает сценарист фильма «Бумер» Денис Родимин.

Это был человек с фантастическими синими глазами. Используя внешнюю сторону его дореволюционного аристократизма, режиссеры непрестанно снимали его в ролях белых офицеров — за жизнь он сыграл сто два, что ли, офицера... Александр Леонидович был на редкость образованным человеком, эрудитом. Сейчас таких людей — чтобы были не просто актерами, но интеллектуалами, сильными личностями — нет. Я думаю, уже и не будет.

К сожалению, мало кто видел его режиссерские работы — в основном друзья. Я считаю, его фильм «Жена керосинщика» мог стать началом совершенно нового направления в российском кино: магический реализм. Если бы все увидели эту картину, Кайдановского знали бы как одного из самых гениальных режиссеров, а не как «лицо Тарковского». К сожалению, не сложилось. Он не успел доснять последний фильм, не успел доучить свой курс, то есть нас.

Один инфаркт он заработал из-за кино — получил грант на съемки фильма «Восхождение к Экхарту», а деньги пропали из-за дефолта. Во время наших приемных экзаменов с ним случился второй инфаркт. Как он сам потом шутил, из-за абитуриентов: все поступающие тупо повторяли про Борхеса и Кортасара — он делал экранизацию по Борхесу, и все решили, что на вопрос о любимой литературе нужно отвечать: «Борхес и Кортасар».

Он водил нас на съемочную площадку. Это сейчас нормально, а тогда кино вообще не снималось, все объясняли на пальцах. Мы были на съемках клипа «Гарсон №2» — он его делал для Гребенщикова. Для группы «Альфавилль» он снял клип про влюбленного монаха. Сам он называл их «мои маленькие фильмы».

Он курил на лекциях, стряхивая пепел в целлофан от пачки. Никогда не был снобом, ни на кого не смотрел свысока — даже на нас, зеленых студентов. Часто говорили о его скандалах — но это были, скорее, поединки в защиту справедливости. Вплоть до мордобития. Милиционеров учил обращаться к нему на «вы». Не стеснялся назвать идиота идиотом. Когда однажды при нем кто-то из присутствующих плохо отозвался о евреях — Кайдановский ногами загнал его под стол и заставил извиниться.

Несмотря на известность, жил он в комнате в коммуналке, где стены были выкрашены черным — он снимал дома какое-то кино, и это было нужно для колорита. По графику, чередуясь с соседями, мыл полы, убирал санузел, телефон был общий, в коридоре. К деньгам относился пренебрежительно, к здоровью тоже.

Приходим как-то к нему и наблюдаем такой натюрморт: пачка сигарет, корвалол, рюмка водки... Результатом стала его смерть в сорок девять лет. Это дико. Когда встречаешь такого человека — хочется как можно дольше с ним общаться. То есть одно дело — читать про таких людей в книгах, и другое — увидеть человека, который и правда так живет.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно