• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Шпион»

6 Апреля 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Шпион»
«Шпион»

Режиссер - Алексей Андрианов
В ролях - Данила Козловский, Федор Бондарчук, Анна Чиповская

«Остановить неизбежное»: рекламный слоган этого фильма в теории адресован всем людям, которые сражаются с собой и отсматривают каждый более-менее достойный русский коммерческий релиз. Процесс действительно затягивает, поскольку моральное падение наших режиссеров-соотечественников сродни безумству храбрых на полях сражений. Только тут ситуация еще более страшная, поскольку бойцов на ратный подвиг отправляют военачальники, как правило более-менее смыслящие в тактике и стратегии, а в случае с лентами нашего производства основная власть сосредоточена в руках продюсеров, которые пытаются поспевать за переменами трендов в голове абстрактного русского зрителя. Купив писателя Акунина на то, что «Шпион» будет странным экшном о трансформации Москвы, продюсерская компания Никиты Михалкова «Три Тэ» породила стим-панк-карнавал, чей анализ скорее должны проводить не журналисты, а психиатры, специализирующиеся на делирийных состояниях.  

Послевкусие от просмотра «Шпиона» (особенно если его смотреть ночью) сродни эйфории, и в этом состоит главная прелесть дикой картины Алексея Андрианова. Не особенно боясь ошибиться, прикинем, что примерно минут двадцать из всего русского блокбастера на крупном плане без остановки показывают лицо Федора Бондарчука с гнусными усиками и глазами, при помощи цветокоррекции доведенными до состояния чернослива. Выплывающие из пыточного коматоза физиономии мучителей между тем - это главная визуальная фишка «Шпиона», который если откуда-то и пришел, то явно из прославляемой в диалогах «лаборатории» в Малом Козихинском. И это ровно по соседству со строящимся отелем Никиты Михалкова, чей подход к анализу исторических событий по степени горячности напоминает андриановский. Не случайно картина, наверное, и начинается с обращения Гитлера на каком-то дрожащем убермониторе: под гипнотическую немецкую речь попадание в кому практически гарантировано за те минуты, что длится интродукция фильма.  

Бритоголовый Федор Бондарчук играет матерого плейбоя-разведчика с удивительным званием «старший майор» и не менее парализующей фамилией Октябрьский. В спортивной школе «Динамо» чекист обнаруживает улыбчивого до олигофрении боксера Дорина (Козловский), у которого тридцать побед нокаутом и при этом фотомодельная арийская внешность: нечто среднее между молодым австрийским певцом Фалько и фронтменом группы The Killers Брэндоном Флауэрсом. С поправкой на отсутствие отрицательной харизмы и несколько перекачанную трапецию - впрочем, кто его точно знает, как выглядели боксеры, которых тащили для вербовки в лубянские казематы. Броманс между Октябрьским и Дориным споро налаживается, и вот они уже трапезничают в ресторане, распихивая по карманам распорядителей зала взятки и западая на кукольных блондинок-актрис, явно охочих до бравых чекистов. Тут надо сказать, что сцена инфернального танго в исполнении Бондарчука и Екатерины Мельник существует несколько вне контекста «Шпиона»: она ничем ровным счетом не оправдана, но сатанинский дух от нее исходит - закачаешься.  

В фильме «Шпион» происходит много удивительных вещей, описание которых быстро превратит заметку в спойлер; скажем лишь, что охотники до русского трэша в его самых отчаянных проявлениях наверняка должны подарить ленте Андрианова репутацию классического midnight movie. Сложно сказать, как дурнина, царящая в кадре, воздействует на человека, опьяненного алкоголем, но трезвый человек легко разглядит в «Шпионе» почти все чудовищное, что породило русское кино последних лет: от камеди-шуток про звучание фамилии Яблонский до стелющегося над зелеными лугами тумана, кочующего из фильма в фильм. При этом насилие, которое авторы ленты используют в работе со зрителем, носит явно очистительное свойство: после просмотра этого трэш-боевика, как бы наследующего «Видоку» и ритчиевскому «Шерлоку», испытываешь облегчение того же рода, за будущее нашего кино становится как-то спокойнее. Подобная гармония случается, когда посылаешь на х** несмешного и ненужного старого знакомого в социальной сети: может быть, лучше от этого ваш «фрэнд» и не станет, зато при вас останется чувство выполненного долга.     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно