• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Темный рыцарь: Возрождение легенды»

31 Июля 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Кристиан Бэйл и Майкл Кейн в «Темном рыцаре: Возрождение легенды»

© imdb.com

Фраза «Смерть или изгнание?», которая сопровождает героев последнего нолановского фильма о Бэтмене в последние (и самые невыносимые) полчаса, звучит в точности как приговор. Мрачное прочтение истории о самом неприятном и плаксивом (по сути) из всех супергероев мира к третьей серии забуксовало настолько, что спасать положение была призвана наемная бурлеск-артистка Энн Хэтуэй, доставившая на экран немного юмора в духе ленты «Дьявол носит Prada». Выставив Женщину-кошку жертвой моды и лишив ее почти всех признаков комиксовой героини, режиссер Кристофер Нолан сделал «Возрождение легенды» похожим на путешествие в платяной шкаф, где хранятся ненужные и всем на свете (кроме владельцев) мешающие наряды для карнавала. За последние восемь лет, прошедшие со времени событий предыдущего фильма, преступления в Готэм-сити (на этот раз совсем уж идентичного Нью-Йорку и растерявшему всю хваленую готическую красоту) переместились с улиц на фондовую биржу. Там бы, в принципе, и было место Брюсу «Бэтмену» Уэйну с его паранормальными способностями, но главный герой хандрит и предпочитать пережидать смутные времена у себя в особняке.

Нынешний Бэтмен как никогда далек от образа гипертрофированного представителя целевой аудитории мужского глянца. Он не пьет, не курит, уже забыл, как разговаривать с красотками, и давно не надевал карнавальный наряд, делающий его разбитое тело неуязвимой машиной по зачистке Готэма от врагов общества. Сцены с тлеющим в пыльном особняке Брюсом Уэйном в картине Кристофера Нолана вообще кажутся лучшими: обломовские диалоги с верным слугой в исполнении Майкла Кейна и тупка в тоске об ушедших временах и девушках былой эпохи Нолан нарисовал с эффективностью похмельного русского художника-передвижника, чуткого к иной гнусненькой детали вроде растянутого хряща. Обломовского рода скукой веет и от прочих напастей, которые вдруг обрушиваются на защитника Готэма. Количество и суровость неприятностей в теории могли бы заставить центрального персонажа забраться под стол и повыть на Луну - тут и банкротство, и пытающийся увильнуть на пенсию прислужник, и слабеющее тело, и в довершение всего - маньяк с грустными глазами Бэйн (Харди), решивший доиграть партию Лиги Теней.

Любому человеку, который скажет поперек нолановской «бэтменианы», можно ловко заткнуть рот двумя репликами: первая сводится к сумасшедшим заработкам сериала, вторая к тотальной зрелищности и актерскому составу. От количества узнаваемых лиц в самых маленьких ролях начинает подташнивать сразу же: создается такое впечатление, что весь Голливуд пришел поклониться уходящему на покой Бэтмену-Бэйлу и поприветствовать, скажем, Кошку-Хэтуэй, с фигурой которой DC Comics связывают определенные надежды. С точки зрения современной ситуации в Америке можно сказать, что все так или иначе участвующие в «Возрождении легенды» прекрасно понимают, что в мире, который попал под пяту неоанархизма, ни о какой «модности» Бэтмена говорить не приходится. Это - монумент, старый и основательный, как банк, в котором еще бурлят финансовые потоки, но скоро в фойе ворвутся анархисты, положат менеджеров мордами в пол, и финансовое предприятие имени Человека - Летучей мыши перестанет существовать. И действительно: сколько можно смотреть на то, как страстотерпец и мученик по своей природе Кристиан Бэйл заново облачается в черный наряд и начинает аккуратно лупить соперников, стараясь никого не угробить? В эпохе анархии и натурализма этот тип явно лишний.

Судный день Бэтмена, которого выдавливают из города через совершение невозможных подвигов (ему надо не только избавиться от дома, но и преодолеть и ряд других препятствий в духе игры «Форт Баярд»), показан излишне подробно. Все-таки три часа нудного боевика с настроением на одной пафосной ноте вытянет не всякий. И как бы ни старались гротескные Хэтуэй и Марион Котийяр (она играет филантропессу и второй, почти «бондовский» любовный интерес Бэтмена), их скачки на высоких каблуках не очень-то оживляют общую картину. В попытке смешать, но не взболтать коктейль из трюкового комикса и современного технологичного боевика Кристофер Нолан явно не угадал с содержанием человечности в супергероях и дистанцировании от происходящего. Психологические портреты в результате получились вполне себе комиксовыми, а вот внешний антураж заметно пострадал: ни от кинокомиксов этого года, ни от просто высокобюджетных боевиков «Темный рыцарь» с изобразительной точки зрения в лучшую сторону не отличается. Напротив: многоуважаемый шкаф «бэтменианы» постепенно растерял даже свое значение бессмысленной, но красивой мебели. Теперь же нет ни ярких персонажей (даже злодей Бэйн с его странными мотивировками недолеплен и недопилен), ни юмора, ни даже секса (внимания заслуживает в основном родинка на лбу Котийар): нытика Нолана (почитайте, что он написал в своем покаянном письме) ей богу стоило отправить вон из дома несколько раньше, тогда мыши, возможно, и пустились бы в пляс.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Режиссер - Кристофер Нолан

В ролях - Кристиан Бэйл, Том Харди, Энн Хэтуэй

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно