• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Особо опасны»

13 Сентября 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Особо опасны»
Тэйлор Китч и Арон Джонсон в фильме «Особо опасны»

© imdb.com

Отношение Оливера Стоуна к марихуане хорошо известно. Он считает ее даром Господа, и даже если он не пишет свои сценарии под травкой, там все время находится пара-тройка очевидных провалов: как будто одна линия начата, но так и не доведена даже до уровня более-менее внятного конфликта. Некоторых это бесит, некоторым нравится, но благодаря этому Оливер всегда держал баланс дикого и прекрасного. Увы, сейчас не 90-е. После того как Стоун снял «Буша» и второй «Уолл-Стрит», было очевидно, что в Оливере скопился нешуточный запас кинетической энергии. И рано или поздно автор «Взвода» и «Прирожденных убийц» должен был разжать свой кулак. Случилось это в «Особо опасны» - фильме, немного стыдном для Стоуна самого по себе, но совершенно своевременном и даже гипервитальном для мужчины его лет. В конце концов, плешивый бунтарь - тоже человек, хотя последний раз лиричность и первобытная страсть в нем гармонично уживались сто лет назад, в «Каждом воскресенье», где он вылепил суперактера из комика Джейми Фокса.

Сейчас попытка подъема к вершинам славы трех молодых людей средних дарований (Китч, Лайвли и Джонсон) успехом не увенчалась, но и своего лица титан особенно не потерял. Когда шок от потока глупостей на экране немного спадает, начинаешь анализировать режиссерскую форму и выводы делаешь вполне себе утешительные. Несмотря на обстоятельства (в основе лежит культовый американский молодежный роман, подступать к которому было позволено немногим), рисковый ветеран Оливер неожиданно для многих продемонстрировал и чувство юмора, и новый прилив страсти к изображению человеческих мучений, и, увы, знание конъюнктуры. Последнее его и погубило.  

Естественно, мы не сможем забраться в голову Оливера, чтобы четко выяснить всю подноготную «Особо опасны» (ей богу, хочется назвать его «Дикари», ведь персонажи фильмы проговаривают свое кредо несколько раз), да оно того и не стоит. С точки зрения потребителя для обретения былой силы дикого мессии Стоун использовал довольно странную платформу: он решил нарисовать лихую кровавую бойню в экспозиции дневного американского телешоу. Что-то среднее между нашими «Каникулами в Мексике» и их «Сплетницей». Фактически все персонажи на экране в большей или меньшей степени аморальны, вид у них вполне глянцевый, злодеи щеголяют в черных и дурацких париках, а в силу современной политкорректности (касающейся и секса в кадре тоже) режиссер делает акцент не на женской фигуре, а на спортивных мужских задах. Таким образом, и все представители секс-меньшинств могут сделать Стоуну реверанс.

Крепкая блондинка О. (сокращение от Офелия, ее играет Лайвли из сериала «Сплетница») - мажорка, при этом романтичная наивная дура и травокурка. У стоуновской Офелии два возлюбленных: экс-спецназовец Чон (Китч), татуированный секс-террорист в погоне за «войно-оргазмами», и мальчик-одуванчик Бен (кудрявый эльф Джонсон). Двое любовников О. - владельцы махрового бизнеса по поставке элитной марихуаны; семена в свое время были вывезены из Афганистана. В качестве агента прикрытия у них выступает улыбчивый ФБР-овец с клоунской улыбкой (украшение фильма Траволта), у которого где-то за кадром умирает жена, а он подкуривает ее марихуаной в медицинских целях. Противники у троицы инфантилов из Калифорнии тоже хоть куда: это трэш-шапито под руководством фурии Елены Санчес (Хайек, напоминающая сразу всех героинь русского прайм-тайма разом) и ее правая рука - усатый психопат Ладо (Дель Торо), отец троих детей, садист и перверт.

И все бы ничего, если бы не два обстоятельства: два с лишним часа в формате «Каникул в Мексике» с неслабыми пытками и кучей проходных диалогов с нытьем сочетаются с тремя главными героями, которые не более выразительны, чем афишная тумба. Особенно это касается Лайвли, пытается играть за счет одной и той же кривой ухмылки, как Эллен Баркин, но не включая при этом тело. Вот тут, как кажется, и заключается главный просчет Стоуна, который в погоне за аутентичностью молодежного формата набрал херувимов а-ля мальчики-девочки из «Сплетницы» и начал будить в них внутреннего зверя. Будильник из Оливера вышел неважный, мертвецкое трио претендует на лавры самых блеклых главных героев всего этого года, да и «Золотая малина» не за горами. Еще более неловко в таких обстоятельствах смотрится типичная стоуновская игра с шаманской символикой, когда в кадр лезут картины с Офелией, четки, потерянные животные и парящие птицы. Хорошо еще облака в ускоренном режиме никуда не летят, иначе «Особо опасны» вообще превратились бы в жесткую пародию. Остается только погрустить по тем временам, когда мир Стоуна приводили в порядок гениальные партнеры вроде оператора Роберта Ричардсона, способные отвлечь внимание от глупостей, происходящих в кадре. Тут не отвлекает даже музыка, так что старческое шутовство Стоуна (совсем нежалкое, даже временами обаятельное) предстает во всем своем природном безобразии. Это все равно что дедушка со скамейки протягивает леденец школьнице - может, и без злого умысла, но стороны смотрится чуть тревожно.   

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно