• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Петля времени»

1 Октября 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Петля времени»
Брюс Уиллис в фильме «Петля времени»

© imdb.com

Режиссер - Райан Джонсон
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Эмили Блант, Брюс Уиллис

Еще по первому фильму Райана Джонсона «Кирпич» было заметно, что он неравнодушен ко всему французскому. Странноватые герои, длинные монологи, выпендрежные съемки под мостом, наплевательское отношение к темпу - фильм для зрителя, не готового увлечься сюжетом, превращался в серьезную проблему. Его можно было либо полюбить до смерти, либо возненавидеть, не особенно попав в сновидческий делирийный ритм истории. А без этого легко было пропустить пару, наверное, важных цитат из футуристической 28-минутной «Взлетной полосы» Криса Маркера, одно упоминание которой дарит неплохой кредит доверия в киноманствующих кругах. В принципе, было бы логично, если бы сразу после нудного «Кирпича» появилась высокобюджетная «Петля времени», поскольку именно тогда в смышленого киномана Джонсона, который любит въедливо что-то нудеть на одной ноте, влюбились журналисты (в англоговорящем мире их мнение все-таки кое-что значит в масштабах кинопроизводства) - тоже люди системные, недобрые и в большей степени склонные к анализу собственных мыслительных процессов, нежели происходящего на экране. «Неважно, на самом деле, что на экране происходит, - говорили журналисты, посмотрев «Кирпич». - Просто я чувствую, что это мое!».

К третьей ленте Джонсона «Петля времени» прямая и косвенная франкофония в контексте его режиссерской деятельности приобрела такое отчетливое звучание, что Райана впору отправлять в Европу для проведения мастер-классов на тему «производство европейского арт-хаусного боевика с претензиями». Амбиции автора студенческого по форме и сути нуара «Кирпич» и в некотором роде потешных «Братьев Блум» с Эдрианом Броуди и Рейчел Вайс на этот раз распространились на святое: мир трюковых фильмов Филипа Де Брока с молодым Бельмондо. Похожего по повадкам на Жан-Поля убер-героя во второй части своего нового фильма Джонсон выдернул из шутовской вселенной и поместил в шизомирок, напоминающий сразу о Де Пальме, Шьямалане и Стивене Кинге. Все три упомянутых имени симпатичны по отдельности, но когда на втором часу бодрой картины начинается фактически новый тягучий фильм с надерганными элементами из работ троицы, уже не до разбора компонентов коктейля. Впору бы унести ноги из зала без лишнего раздражения.

Оговоримся сразу, что Джонсон - режиссер исключительно талантливый. Прежде всего, он берет неожиданными решениями в области подачи героев, которые при всей внешней мизерабельности (тот же Левитт при всех его талантах не тянет не то что на Бельмондо, но и на более молодого экшн-клоуна Брюса Уиллиса, с которым Джо играет в паре) получаются у него монументальными. В «Петле времени» стремление к внешнему гротеску немного увело Райана в заоблачные сферы: с приделанным уиллисовским рубильником и приподнятой бровью Гордон-Левитт начинает уверенно создавать балаганное настроение с первых же кадров. При этом Джо удается сохранить и фирменную меланхолическую тоску, которую он с блеском отработал еще в «Кирпиче»: ведь его герой не только веселится с мушкетом, но и загнан в порядочный жизненный тупик (или луп - кому как нравится называть).

В криминальном будущем преступники пользуются машинами времени для того, чтобы избавляться от всяких следов существования своих жертв. Для этих целей сформирован штат луперов: бодрых молодых людей с наркозависимостью (особые глазные капли, превращающие реалии ночного клуба в мир из фильмов Гаспара Ноэ) и предпочтениями в одежде с оглядкой на героев «новой волны». Когда из будущего поступает очередной казненный человек с мешком на голове, лупер должен выстрелить в него из мушкета на фоне сельхозкультур и спокойно валить по своим делам. У киллера Джо (Гордон-Левитт фигурирует под собственным именем) интерес к жизни, который нельзя измерить количеством серебряных слитков, получаемых за убийства, распространяется в общем-то только на две вещи - правильное спряжение французских глаголов и бледную танцовщицу, с которой можно изредка переспать за деньги (Пайпер Перабо).

Спустя тридцать лет Джо превратится в придурковатого и сентиментального крепкого орешка (Брюс Уиллис), чью жену отправляют на тот свет в ходе криминальной разборки. Разумеется, самого себя главному герою и предстоит убить, если он, конечно, не хочет расставаться с веселящими каплями, танцующей шлюшкой и красным спортивным автомобильчиком. Поскольку Джо из будущего - тоже не промах, то молодой герой сразу по прибытии оперативно получает в морду и вынужден столкнуться с необходимостью найти своего постаревшего двойника. Задача эта неприятная и неблагодарная, поскольку незадолго до этого Джо угораздило спрятать в домашнем сейфе-подполе своего проштрафившегося приятеля, которому организация киллеров выписала черную метку за проваленную казнь. И теперь Джо виновен два раза.

Герои Брюса Уиллиса и Гордона-Левитта, разумеется, друг другу не нравятся и происходит это из-за разных уровней внутренней сентиментальности. Диалог между ними в дайнере относительно того, кем и чем человек должен жертвовать, режиссеру Джонсону, видимо, так понравился, что он решил проиллюстрировать его с размахом и убил на это еще примерно час - немного отвлекаясь в направлении Достоевского, но стойко выдерживая главную линию «Свобода выбора против Судьбы». Свобода выбора Джонсона оказалась такова, что после сцены в дайнере он двух Джо лицом к лицу фактически не сводил, зато на полную катушку вывел уровни психоделии. Подробности финальной части можно привести целиком, только от этого восприятие «Петли времени» едва ли изменится: обмолвимся лишь, что главный сюжетный трюк едва ли дотягивает до того беспардонного фокуса, которым снабдил свои недавние «Особо опасны» Оливер Стоун, прикинувший прямо на экране, что будет, если гнусную историю вдруг закончить красиво. «Петля времени» красиво не заканчивается, она завершается, оставляя ощущение проделанной интеллектуальной работы, результаты которой будут иметь ценность только если кому-то лет через тридцать вдруг придет в голову затеять почтительный ремейк этой «Петли».     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно