• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Ограбление казино»

20 Октября 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Ограбление казино»
Брэд Питт и Скотт МакНэйри в фильме «Ограбление казино»

© imdb.com

Режиссер - Эндрю Доминик
В ролях - Брэд Питт, Джеймс Гандольфини, Скотт Макнэйри

Австралиец Эндрю Доминик явно любит физиологические процессы, связанные с человеческим телом: вылетающие в сторону зрителя мозги, перекошенные лица с капельками пота, обломанные передние зубы. Поэтому и теплые чувства к нему питают в основном зажравшиеся киноманы, которые готовы выстроить локальный культ вокруг персон и попроще Эндрю. «Взгляд изнутри», «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» - резюме, не слишком-то богатое для тех, кто не интересуется патологическим кино. Видимо, Брэд Питт оказался в категории заинтересованных лиц. После безупречного и тягучего как воск «Джесси Джеймса» Брэд ангажировал Доминика на новый проект, и их опыт «Ограбление казино» совместными усилиями авторов добрался до статуса фильма-открытия основной программы Каннского фестиваля. Еще бы: с точки зрения содержания насилия и его демонстрации «Ограбление» - это фильм стопроцентно арт-хаусный, наследующий богатым традициям картин братьев Коэнов, криминальным бенефисам Роберта Митчума и прочей смури.

В дни финальной схватки Маккейна и Обамы в Новом Орлеане ветер гоняет по улицам пакеты, и примерно с тем же уровнем неумолимости местные от скуки замышляют друг против друга. Лузер и невротик Фрэнки (Скотт Макнэйри, напоминающий приободренного кокаином Кейси Аффлека) заключает договор с жирным владельцем химчистки с целью накрыть подпольное казино. Для дела ему нужен напарник, которым оказывается шумный австралийский наркоман Расселл (патетический триумф Бена Мендельсона) - немытый, но похотливый и веселый тип, промышляющий отловом и транспортировкой собак. Соль ситуации заключается в том, что обильно потеющий шеф подпольного бизнеса (Рэй Лиотта) уже однажды подстроил налет на собственный подвал, так что второй прокол почти автоматически сделает его жертвой мафии. Но гнилая гармония города нарушается настолько удачно, что поиск виновных на протяжении полутора часов приводит к страстям шекспировского накала.

По сути «Ограбление казино» является наброском расследования о причинах мирового финансового кризиса. Для осознания ситуации режиссер Доминик предлагает разобраться с проблемами на местах и берет один из типичных случаев. Обама ведет страну к новым горизонтам, Маккейн стоит за удержание старых побед - ситуация для обоих кандидатов на фоне творящегося в Новом Орлеане беспредела патовая. Новые горизонты местного населения пытается приоткрыть потертый красавчик Джекки Коган (Питт), профессиональный специалист по зачистке территории после криминальных факапов. Нанимателям Джекки не нужна нестабильность на региональном рынке, так что полномочия у него самые широкие: от наема толстопузого киллера-алкоголика, до карательных акций с участием местного быдла и возможности пустить в ход оружие при необходимости. Как представитель криминального капитализма, Джекки каждое свое действие объясняет с точки зрения пиара и одному ему видимой справедливости. Верят все ему настолько, что пора бы уже и в мэры.

За вычетом невероятных актерских соло Мендельсона (в сцене его нарко-отлета) и Гандольфини (полусонные и все равно гиперэмоциональные монологи про вред секса с точки зрения прогресса личности) «Ограбление казино» - это картина очень строгая и формалистская. Даже насилие, которое почти всегда обыгрывается вокруг автомобилей, подано у Доминика с известной отстраненностью. Ему, безусловно, нравится поиск мотиваций у своих персонажей и препарирование американской символики, но куда больше режиссера увлекает необходимость постоянно держать зрителя в напряжении. Герои порой вроде бы засыпают на экране, но потом внезапно выдают что-то важное и меняющее ход истории. Сопоставить опыт от просмотра «Ограбления» можно с участием укуренных в дым креативщиков, которые радуются возникшим в процессе употребления гашиша идеям. Например, что в клубе можно брать деньги не за вход, а за выход. Часа полтора идея подобного уровня легко повеселит участников обсуждения. Примерно то же самое и с фильмом: демифологизация светлого капиталистического будущего на примере банды ново-орлеанских упырей проведена на сто процентов увлекательно (рапиды, невероятный звуковой монтаж, рваный темп), но лет через двадцать идеологическая составляющая забудется, а в сухом остатке окажется схематичный и местами реально довольно смешной жанровый эксперимент.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно