• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Операция «Арго»

9 Ноября 2012 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Операция «Арго»
Бен Аффлек в фильме «Операция «Арго»

© imdb.com

Режиссер - Бен Аффлек
В ролях - Бен Аффлек, Джон Гудман, Алан Аркин

Только ленивый, наверное, не напишет, что в новом драматическом триллере «Операция «Арго» Бен Аффлек выступает полноправным наследником Клинта Иствуда. Оно действительно так: у оказывающегося в ретро-истории Аффлека - вспомним «Перл Харбор» - обычно просыпаются ирландские гены его мамы, так что рот актера на крупных планах почти перестает закрываться. Совсем как Иствуда, чьи приоткрытые в легком оскале губы при почти не меняющемся мимически лице можно было использовать для иллюстрации массы эмоций: от мужской кручины до готовности врезать противнику в глаз. Именно физиономия вероятного «оскаровского» номинанта Аффлека, скорее всего, остается у вас в голове после того как на экран поползут титры с реальными и загримированными персонажами этой душевной истории.

Если Клинт Иствуд научился оперировать труппой актеров только в конце карьеры («Таинственная река»), то его способный ученик Аффлек делает это мастерски уже сейчас. Причем в управлении матерыми стариками (в данном случае это Аркин и Гудман) и модными харизматиками (Брайан Крэнстон в роли всепонимающего шефа ЦРУ) Бен делает такие успехи, словно он действительно какой-то всплывший из забвения мастер иллюстрации скупых по эмоциям сюжетов масштабными изобразительными средствами - не будет ничего странного, что из Аффлека может в дальнейшем получиться не только новый Иствуд, но и новый Олтмен, а то и новый Де Пальма. Главное - это убрать из кадра собственно Бена Аффлека, потому что роль на пределе такта и актерских возможностей он уже сыграл, и это произошло в «Операции «Арго».

Потренировавшись в первых режиссерских работах на родном Бостоне («Прощай, детка, прощай», «Город воров»), Аффлек вместе с гениальным оператором Родриго Прието («Горбатая гора») и выдающимся составом художников и гримеров переносится на Ближний Восток 1979 года. Тогда на протяжении 444 дней 52 американца удерживались иранскими исламистами, которые ловко атаковали посольство США. Так получилось, что шесть человек просочились сквозь гомонящую орду нападавших, а затем счастливчики оказались в гостях у канадского посла. Военные и спецслужбы начинают прорабатывать варианты спасения: от прямой силовой атаки до элегантного голливудского сценария с участием реальных монстров кинобизнеса. Надо сказать, что выбор последнего варианта развития событий явно выигрывает. Наверное, он-то впоследствии и принесет Аффлеку номинации на «Оскар»: почтение к традициям и великим именам Киноакадемия ценит сильно.

Две трети фильма Бен Аффлек решает собственные кармические задачи, пытается поменьше хлопотать лицом и всячески старается создать вокруг своего реального рассекреченного героя Тони Мендеса атмосферу тревоги, печали и таинственности. То, что происходит в последней трети «Арго», зрители при желании могут классифицировать по ведомству «нас взяли за яйца». Лихая сцена прорыва через тегеранский базар, тугой эпизод в аэропорту и психозы работников посольства, чьи реальные эмоции скрывает визаж от автора «Планеты обезьян»: Аффлек несомненно доказывает, что работа с холодным мастером экшна Майклом Бэем многому его научила. При этом, несмотря на всю эмоциональность «Операции «Арго», внутренний мир Тони Мендеса особенно никого не интересует: хватает и круговерти на втором плане, где персонажи препарированы так азартно, что впору сериал по сюжету снимать.

Последний раз похожее по гармоничности сочетание сентиментальности, саспенса и гротеска (плюс тень Холодной войны и ретро-костюмы) в Голливуде встречалось ни много ни мало в «Ночах в стиле буги» Пола Томаса Андерсона. Но если в тот раз молодой режиссер наследовал Скорсезе и Олтмену, то Аффлек избрал более экономный и монументальный - он же все-таки идеальный отец детей Афины Дженнифер Гарнер - способ самовыражения. По сути Бен как гениальный продюсер (и в фильме эта линия тоже есть) устраивает  вокруг себя карнавал из недооцененных исполнителей, а сам, как памятник, стоит в его центре. Разумеется, при всей своей слоновьей грации эмоции Аффлек при таком раскладе вызывает только положительные: он не только не устроил погром в посудной лавке, но и вполне вероятно приведет к «Оскарам» больших в прямом и переносном смысле людей. Того же Джона Гудмана («Бартон Финк», «Большой Лебовски») не удалось препроводить к наградам и более талантливым режиссерам. Но если это сделает Бен, кто же откажется ему аплодировать?

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно