• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Киллер Джо»

11 Февраля 2013 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Киллер Джо»
Мэттью Макконахи и Джина Гершон в фильме «Киллер Джо»

© Imaxtree

В 1991 уроженец штата Оклахома Трейси Леттс написал свою первую пьесу под названием «Киллер Джо». К настоящему моменту она стала театральной классикой и ее даже играли в центре Москвы в Театре Наций, где лояльно отнеслись к специфическому черному юмору и периодическому обнажению персонажей на сцене. Размах у произведения действительно соответствовал дикому началу 90-х: заливаемый ночными дождями Даллас, ни одного в целом положительного героя, масса откровенной ругани и, разумеется, употребление наркотиков героями - еще бы, ведь один из них является настоящим пушером. По сути «Киллер Джо» даст фору как русским чернушным фильмам про «волчков» и прочие «сказки про темноту», так и бытовушному европейскому арт-хаусу садистского свойства, хотя у Фридкина заняты явно респектабельные актеры, а для тяготеющего к экспериментам Мэттью Макконахи лента является чуть ли не главной удачей минувшего года. К тому же Мэттью опять фигурирует без трусов, женщинам это понравится. 

Американский классик-манипулятор Уильям Фридкин («Французский связной») пьесу Трейси Леттса уже однажды экранизировал (то были недооцененные многими «Глюки» с Майклом Шенноном), так что к наиболее выигрышному произведению Трейси он подошел как мясник к только что поставленной на рабочий стол туше. Выбрал лучших, шутки сделал еще более выигрышными, а также снял в кадре реальных заслуженных стриптизерш Далласа, которые среди рабочего городского люда считаются легендами. Кастинг у Фридкина наверняка прошел без помех, и он взял всех, кого хотел: сыграть в подобного рода картине в принципе мечтает подавляющее большинство актеров. В «Киллере Джо» на прочность можно проверить и собственную смелость (Джина Гершон вот примерила искусственные волосы на лобок, причем прозвала нашлепку Бертой), и мастерство нагнетать напряжение на ровном месте. В последнем компоненте преуспели все герои, так что даже если «Киллер Джо» вам и не очень-то придется по вкусу, вы можете компенсировать оскорбленное ханжество энергетическим воздействием ленты Фридкина. После просмотра кажется, что ты сходил на пир каннибалов, где на десерт подавали внутренности принесенных в жертву представителей низших слоев населения. Людей, чьи судьбы мелькают в криминальной хронике, но до которых никому нет дела.

Поскольку пьеса театральная, все ее действие могло быть упаковано в интерьер одного трейлера. Уильям Фридкин против такой условности и вместе со своим оператором поездил еще и по неприятным окрестностям Далласа, который в его прочтении кажется серьезной антитезой столицы Техаса в прочтении иных авторов (и прежде всего, создателей сериала «Даллас», где тоже плетутся нешуточные интриги). Отправную точку истории задает 22-летний наркодилер Крис (Эмиль Хирш), которому в глюках приходит голая чокнутая сестра Дотти (Темпл), становящаяся в каратистскую стойку. Впрочем, жертва лунатизма (и детской травмы, поскольку родная мама недодушила ее подушкой) - это не самая большая проблема Криса. Даже мощный долг местным мафиози не кажется таким смертельным, если бы наркодилер не догадался нанять для решения своих проблем Киллера Джо. Герой Мэттью Макконахи - это бравый гедонист с военной выправкой и рельефными скулами, который за 25 000 долларов может отправить на тот свет маму Криса - алкоголичку и тварь, которая непонятно зачем застраховала свою жизнь на кругленькую сумму.

Получение страховых денег и перспектива убийства мамы сплотила в единый кулак всю семейку, которая в одном из кадров бредет по пустой улице сообща и по концентрации внутреннего отчаяния оставляет за спиной даже ободранных маньяков из «Дома 1000 трупов» Роба Зомби. Папа-сварщик по имени Ансель (Томас Хайден Черч) смахивает на австралопитека, постоянно сосет пиво и более всего на свете интересуется, есть ли запаска у джипа-монстра во время гонки по местным грязям. Его вторая жена Шарла (Гершон) спит, кажется, со всеми посетителями грязненькой пиццерии, где она стряпает пепперони с оливками, и коллекционирует фото порнографического содержания. Сын Крис - просто мерзкий торчок, ну а о его сестре Дотти и масштабных психологических травмах ее головы Киллер Джо узнает по ходу пьесы. На заднем фоне есть еще группа байкеров, китайцев и представителей американского белого большинства на красных «додж-рэмах», причем хуже или лучше эти люди описываемой Леттсом и Фридкином адовой семейки, определить может только специалист-статистик.  

Небольшая труппа, состоящая из гнусных типов самого отъявленного свойства, разыгрывает компактные сценки в духе театра жестокости - чисто внешне это выглядит так, как если бы спектакли Арто доверили ставить чадящему перегаром сотруднику автомойки. В этом качестве старцу Фридкину чувствовать себя очень приятно: он ловко балансирует между ультрасадизмом, хоррором, аморальной комедией, вбивая в голову зрителей одну, но всеобъемлющую мысль. Если плохого парня познакомить с группой отморозков и почти животных, внутреннее зло может вывести его на какой-то новый уровень развития и сделает чуть ли не индустриальным архангелом. По своей сути аккуратный и ловко смонтированный «Киллер Джо» напоминает фильм Пьера Паоло Пазолини «Теорема», где молодой человек уничтожал гниющую семью буржуа. В данном случае действие перенесено в техасский трейлер-парк, где как гавкающие беспородные псы расплодились реднеки, и где не помешает твердая рука соблазнителя, который гоголем ходит со своими набитыми значками и зажигалками карманами, но уютно чувствует себя только за столом с вероятными жертвами. Которым можно справедливо разбивать лица и дубасить ногами: это все равно будет самое милосердное, что с ними можно будет сделать.  

Фридкин и его сценарист Леттс изучают глубины падения реднеков даже глубже, чем братья Коэны в начале своей карьеры, но при этом ни на секунду не дают усомниться, что обустроенному в фильме зоопарку они вполне симпатизируют и очень им довольны. Вероятно, поэтому «Киллер Джо» и имеет такое свежее послевкусие: как будто тебя не кормили полтора часа куриными ножками в панировке (это проделывается с одной из героинь фильма), а дали под зад дружеского приободряющего пинка. Таблоид-нуар, модерн-гиньоль - жанры «Киллера Джо» можно переименовывать на разные лады, но его увлекательность при этом не снизится даже для тех людей, которым происходящее на экране омерзительно. В реальности же лента о том, что похожий апокалипсис с участием ангелов-истребителей библейского масштаба может проходить в соседней с вами квартире, где поселилась семья  алкашей, которые, как тяжелые тени, проносятся мимо вас за водкой, а потом обнаруживается, что их жизнь оказалась увлекательнее вашей мещанской неги. И в этом обнаружении прекрасной (и главное лунатической) истории фактически в сточной канаве и заключается победа Фридкина и Леттса.     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно