• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Транс»

9 Апреля 2013 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Транс»
Венсан Кассель в фильме «Транс»

© Imaxtree

Режиссер — Дэнни Бойл
В ролях — Джеймс Макэвой, Розарио Доусон, Венсан Кассель

Распространялась информация, что во время съемок «Транса» шотландец Дэнни Бойл превращался в дикого зверя, приходил на площадку первым и уходил последним, а в выходные дни отлучался только для того, чтобы проверить: не напортачили ли его подручные с постановкой церемонии открытия Олимпиады. Мы ценим суматошных людей, потому что никогда не хотели бы оказаться на их месте, пусть и в качестве оплаты неврозов предполагаются большие деньги и шикарные женщины. Поэтому за Бойла нужно немного попереживать пост-фактум: он явно крутился как белка в колесе. По возвращении обратно к «Трансу» Дэнни находился уже в таком эйфорическом состоянии, что оно передалось и всему этому фильму в целом. Как и многие ленты и идеи, рожденные силой подогретого цейтнотом воображения, «Транс» наполнен множеством идей, цитат, а уж про точное число смысловых уровней могут рассуждать только одержимые статистики. По своей сути, новая картина Дэнни должна была ознаменовать для него камбэк к напряженным, слегка сюрреалистическим фильмам, которые он перестал снимать после почти образцового романтического хоррора «28 дней спустя». В реальности «Транс» оказался совсем не триллером, а кинобалладой в традиции клипов Guns N'Roses, где выделены места для актерских соло, много темных кадров, а количество рок-н-рольного драйва равно числу слезоточивых сцен.

В «28 днях» на патриархальную Великобританию обрушивался зомби-вирус, у героев «Транса» проблемы с точки зрения построения триллера не менее серьезные: игромания и бандитизм. Не самые радужные трудности для страны, где местное население постепенно проигрывает эмигрантам схватку за легальные рабочие места. Шотландец Макэвой («Особо опасен»), с его вымученной улыбкой и затравленными бегающими глазками, в принципе, иллюстрирует тот факт, почему это происходит. По мысли Бойла, холеные умники с внешностью выпускника Кембриджа или Оксфорда в кресле смуглокожего психоаналитика могут забыть о чопорности и раскрыть внутренние бездны. Бойл проиллюстрирует это во время вспышки насилия в финале, когда станет понятно, кто из героев все-таки является зомби, который загипнотизирован стальной волей бандитов, а кто способен соображать даже под дулом пистолета. В водевильном, наполовину черно-белом прологе сообщается, что те, кто грабят музеи, должны непременно быть дерзкими, сильными и очень наблюдательными людьми. Видимо, постмодернист Дэнни Бойл имеет в виду себя, поскольку в поведении всех героев, замешанных в похищении картины Франсиско Гойи, инициативы не больше, чем в труппе кукольного театра.

Как сообщает нам в фильме психолог-гипнотерапевт по имени Элизабет (Доусон), мы являемся «суммой того, что мы когда-либо делали, кем были и что чувствовали». За свою режиссерскую карьеру Дэнни Бойл успел сделать очень немало — от поколенческого шедевра «На игле» до пресловутой церемонии открытия Олимпиады — так что, сумма его ощущений от карьеры сводится к легкому головокружению от предыдущих своих успехов. И Дэнни обязательно даст нам это почувствовать. Например, засчет постоянно перекошенных ракурсов и регулярно присутствующих в композиции кадров зеркал. Также Бойл использует в качестве очень неочевидного козыря крупные планы  лица своей музы и возлюбленной (на момент съемок) Розарио Доусон, которая кажется ему то Венерой, то махой, то болливудской принцессой.

Доусон — эффектная женщина, но она обладает красотой того консистентного типа, которую обязательно нужно дозировать по времени. Понятно, что Розарио в «Трансе» играет лучшую свою роль, но ее бездонные пугающие глаза и серьезные габариты (по отношению к актерам мужского пола, прежде всего) делают ее стопроценто доминирующей фигурой. И к диктату ее героини Элизабет готовы только те пять процентов людей, которые хорошо подвержены гипнозу и наверняка столь же органично переварят гудящее звуковое сопровождение «Транса». В нем по-бойловски хаотично смешиваются песни M-People и UNKLE, а также оригинальная музыка композитора Рика Смита, который совершенно точно вдохновлялся тем, как озвучили «Социальную сеть» мрачные герои индастриала Трент Резнор и Аттикус Росс.

В одном из фантазмов героя-аукционера, из головы которого психолог вытаскивает нужные воспоминания о пропавшей картине, он фигурирует в подобии фильма французской «новой волны» — в авто с открытым верхом рядом с пухлощекой девушкой в цветастом платье. Вполне возможно, Дэнни Бойл хотел бы вернуться к лентам вроде «Менее привычной жизни», когда он с легкостью мог транслировать эйфорические эмоции, рожденные не в целях решения художественных задач, а просто так, от души. Однако сейчас перед Бойлом, фаворитом критиков и общепризнанным режиссером-медиумом, стоят задачи совершенно иного толка. И возможно поэтому он бесконечно надстраивает над увлекательным сюжетом все новые и новые смысловые уровни, которые позволят ему сохранить серьезное лицо демиурга, но при этом решить только одну героическую задачу — подарить первую роль «класса А» своей подруге Розарио Доусон. Пусть та и останется в памяти не как богиня (интернациональной дружбы в Англии), что в принципе напрашивается, судя по количеству одежды в некоторых сценах, а как женщина-вамп, находящая в прикроватном ящике не свой ножик для колки льда, а чужой револьвер.     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно