• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Падение Олимпа»

10 Апреля 2013 | Автор текста: Александр Кондуков
ROLLING STONE:
«Падение Олимпа»
Джерард Батлер и Арон Экхарт в фильме «Падение Олимпа»

© Imaxtree

Режиссер — Антуан Фукуа
В ролях  — Джерард Батлер, Арон Экхарт, Морган Фримен

Темнокожий режиссер Антуан Фукуа («Тренировочный день») является большим специалистом в области лент, рассказывающих о проблемах серьезных мужчин. При этом чувство юмора и почти спортивный азарт в достижении нужного ему результата позволяют Антуану веселиться на съемочной площадке, в каком бы жанре он ни работал: это может быть и урбанистическая криминальная драма («Бруклинские полицейские»), и радикально осовремененное фэнтези по мотивам канонического сюжета («Король Артур»). Фукуа везде найдет место для комических проявлений мачизма, противопоставит крутым героям еще более серьезного злодея (в случае с «Олимпом», кажется, почти неуязвимого) и представит все доказательства того факта, что только торжествующий мужской шовинизм поможет человеку, который однажды возомнил себя рыцарем и принялся это отчаянно доказывать окружающим. В данном случае, бенефис случился у шотландского актера Джерарда Батлера, по совместительству бывшего и сопродюсером «Олимпа», который собрал в себе стать античного героя, юмор «крепкого орешка» Джона Маклейна и грациозность Харрисона Форда, так же непринужденно и легко перемещавшегося среди пуль и летящих в экран кирпичей.

Даже в своих самых идиотских проявлениях («Слезы солнца» с Брюсом Уиллисом и Моникой Белуччи) режиссер Фукуа ни на секунду не давал усомниться в том, что он четко знает, как нужно снимать мужской бодрящий экшн. Возможно, за свою карьеру Антуан в этой области сделал даже слишком много, чтобы на полном серьезе продолжать гонять по экрану крепких мужиков. В «Падении Олимпа» в его распоряжении был явно ограниченный бюджет, и Фукуа принял соломоново решение сэкономить на спецэффектах в угоду представительному актерскому составу. Известные (или просто знакомые) лица перед лицом глобальной угрозы — это оружие куда более эффективное, нежели цифровые конструкции и подводные съемки. По крайней мере, в тех местах, за которые критики ругают «Олимп» (обвал монумента Вашингтона, излучение от пикирующего на Белый дом бомбардировщика), за создателей фильма совсем не стыдно. Понятно, что при рассказе милитаристского анекдота о том, как корейцы захватили президентский дворец на две минуты быстрее, чем приехали американские спецназовцы, никакими спецэффектами перед журналистами не отделаешься. «Жалко Белый дом-то наш», — говорит один выживший другому. «Да он же застрахован», — с готовностью отвечает тот.

Начало ленты, снятое так, как будто съемочной группой управляет парящий молодой Ренни Харлин, представляет нам главных героев «Олимпа»: душевного оперативника из секретной службы Майка Бэннинга (Батлер), который аккуратно поколачивает на ринге президента (Экхарт). Затем компания грузится в лимузины и отправляется в снежную ночь. На мосту кортеж ждет красочная авария, в ходе которой погибает гнусноватая Первая леди (Эшли Джадд), без участия которой в ходе сюжета мужчинам задышится значительно легче. Поначалу же охранника и его президента ждет разлука, поскольку Мэннинга, не сумевшего спасти покойную, списывают на кабинетную должность, и там он явно грустит, не решаясь в полной мере пожаловаться ни начальнице (Анджела Бассет), ни жене-врачу (Рада Митчелл), которая если о чем и помышляет, то только о повторении медового месяца в тропическом раю. Фукуа изо всех сил старается увильнуть от темы взаимного притяжения наших боксеров: для этого в фильме существует сын президента, к которому Бэннинг якобы испытывает чувства отеческого свойства. Верится в это все же с трудом.  

С уходом на покой своего любимого охранника президент окружает себя настоящим фрик-шоу, причем участники его кабинета разговаривают между собой при помощи штампов, отдаленно напоминающих антикорейскую пропаганду Fox News. Например, секретаря безопасности играет эксцентричная Мелисса Лео, которой, судя по ее поведению, нужно было вручить не знание секретного кода ядерной программы «Цербер», а бутыль с успокоительным. Не менее «хороши» и другие участники околоатомного триллера: после того, как террористы, предположительно нанятые Северной Кореей, осуществляют захват Белого дома, у руля страны оказывается спикер Трамбэлл (Фримен), ветхий мужчина со странностями. Сначала он прислушивается к советам выживающего на глазах из ума генерала (Роберт Форстер), а затем перед лицом подчиненных заказывает себе кофе с тремя ложками сахара — как раз в тот момент, когда нужно было вынести судьбоносное для жизни Соединенных Штатов решение.

При несомненной тупости стилизованных под стандарты жанра экшн диалогов, «Падение Олимпа» воспринимается вполне себе весело. Опыт просмотра сопоставим с наблюдением за условным терактом в сумасшедшем доме, обитатели которого запутались в своей жизни настолько, что могут неожиданно примкнуть к стану стратегического противника. Именно так происходит с одним из вроде бы дрессированных охранников президента. В подобном комическом театре жестокости за зрителя можно не опасаться: находящихся в зале людей точно не травмируют ни ритуальное убийство врага при помощи мощного бюста Авраама Линкольна, ни пинки в живот Мелиссе Лео, глядя на которые Арон Экхарт, с нервом играющий президента, кажется, едва сдерживается от хохота. Вполне возможно, таким образом творческий коллектив реагировал на условности утвержденного студией сценария, несколько сюжетных поворотов которого явно сворованы из «Крепкого орешка». Судите сами: если уж кинобоссы подписались на такой бред, то можно устраивать маски-шоу в прямом и переносном смысле этого слова — на хорошем настроении зрителя это скажется только самым положительным образом. Что режиссер Антуан Фукуа и его труппа с вкраплениями «оскаровских» номинантов с успехом и проделали.     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно