• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Лего. Фильм»

4 Марта 2014 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Лего. Фильм»
«Лего. Фильм»

Современные мультфильмы — штука весьма своеобразная. Большинство зрителей по привычке относятся к ним несерьезно, и поход в кино на очередное диснеевское творение воспринимается как ни к чему не обязывающее развлечение, причем скорее для детей, чем для их родителей. Однако кассовая политика диктует совершенно иное отношение, лишним доказательством чего являются миллиардные сборы новоявленного оскаровского лауреата «Холодное сердце», да и в сотне кассовых рекордсменов кинопроката США пара десятков анимационных лент точно наберется. К мультфильму Фила Лорда и Кристофера Миллера «Лего. Фильм» («The Lego Movie») в равной степени применимы оба подхода: можно рассматривать его и как негрузящий отдых для мозгов, и как рекламу одного из крупнейших бизнес-проектов в истории. Есть в этой красочной коробке, набитой пластмассовыми человечками и разноцветными блоками конструктора, и двойное дно, однако искать его никто не заставляет. А если уж взялся за гуж, то разбираться в переплетениях социальной сатиры, постмодернистского комикса и ехидной карикатуры на современные нравы не менее интересно, чем складывать из этих деталей безумный футуристический агрегат.

По сути, мир «Лего» — типичная антиутопия, а игрушечные фигурки оказываются в прямом смысле фигурками внутри общественной машины, которая перемалывает любое инакомыслие. Население этого мира успешно зомбируется неофициальным гимном — шлягером с говорящим названием «Все у нас прекрасно» и единственным реалити-шоу «Где твои портки?». Однажды фигурка по имени Эммет, ничем не примечательный работяга и типичный законопослушный гражданин, встречает на стройке фигурку-девочку Люси с томным взглядом и стильной прической и вслед за ней погружается в безумный трип по неизведанным уголкам Лего-вселенной, где зреет полноценное Сопротивление против тоталитарной власти коварного Лорда Бизнеса. Местные повстанцы именуются Великими Мастерами, благодаря умению конструировать из лего-материи любые объекты. В их числе — Бэтмен, Супермен, Дамблдор, Авраам Линкольн, Шакил О’Нил, Зеленый Фонарь, Хэн Соло с Чубаккой и слепой кудесник Витрувиус с голосом Моргана Фримана, направляющий всю ватагу на путь истинный. Согласно пророчеству последнего, бедолагу Эммета принимают за Избранного, и теперь ему предстоит возглавить небольшой саботаж во имя большой любви.

Атмосфера и визуальная сторона «Лего. Фильма» захватывают моментально. Миллионы деталей легко и непринужденно складываются в дома, города, моря и облака, в которых живут, ходят, плавают и летают сотни крошечных человечков, среди которых не найти и двух одинаковых, и каждая их шапочка или бородка выписана с поразительным мастерством. Каким бы ни был исход восстания Мастеров, тихую революцию в анимации «Лего» совершил однозначно, а великолепное 3D даст сто очков вперед дюжине голливудских блокбастеров. На американских горках головокружительного лего-аттракциона стремительно несешься вперед по рельсам безудержного веселья, а за спиной остаются и глуповатые шутки, и легкая китчевость, и не самый удачный дубляж.

Однако свести «Лего» исключительно к эксперименту с формой не получится: самая умная серия игрушек и фильм породила весьма неглупый. Центральный конфликт достаточно прост: извечное противостояние свободных художников и корпорации, желающей подчинить всю жизнь в Лего-мире строгому непреложному распорядку. Но ключевую роль в этом противостоянии играют не комичные супергерои, а обычный маленький (в прямом и переносном смыслах) человек, слабак и рохля, типичнейший герой в эпоху катастрофической нехватки классической маскулинности. При этом, отдавая судьбу Вселенной в его кривоватые желтые ручонки, Лорд и Миллер не просто стебутся, а действительно призывают к пресловутому «разумному-доброму-вечному» на доступном для основного адресата — детской аудитории — языке. На новую ступень обобщения режиссеры выходят за счет введения эпизодических, но крайне значимых персонажей — Тех, Кто Живет Наверху, эдаких демиургов, сродни Пальцам в «Муравьях» Бернара Вербера, истинных повелителей Лего-вселенной. Угадать, кто за ними скрывается, нетрудно, но вектор конфликта это смещает в более простую и одновременно важную плоскость отношений отцов и детей. Наивный простак Эммет и все Великие Мастера в целом — олицетворение самой Детскости (отнюдь не инфантилизма), с ее стихийным мышлением и ярким восприятием, Лорд Бизнес же — стереотипный Взрослый, скучный и убийственно серьезный. И поле битвы Ребенка и Взрослого — симпатии зрителей. Если во время просмотра фраза «Что за бред» звучит в мозгу чаще, чем «Какой кайф», — значит, можно смело вооружаться тюбиком адского клея «Адскла» и вслед за Лордом прилеплять беззащитные лего-фигурки к пластмассовым панелям. Если же нет — вам точно забронировано место в звездолете космонавта Бенни. Как раз между Гэндальфом и Клеопатрой.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно