• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Мамочка»

11 Ноября 2014 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Мамочка»
Энни Дорвал и Антуан-Оливье Пилон в фильме «Мамочка»

© Shayne Laverdiere

Режиссер — Ксавье Долан
В ролях — Энни Дорвал, Антуан-Оливье Пилон, Сюзанн Клеман

На московскую премьеру своего пятого фильма «Мамочка» в Гоголь-центре Ксавье Долан не приехал. Официальная причина — бесконечные пресс-туры. Неофициальная — пресловутая российская гомофобия. «Я к вам как-нибудь выберусь. Только не знаю, когда, — заявил Долан в открывшем показ «Мамочки» видеообращении. — Однажды в России (самой нетолерантной в Европе стране) станут более доброжелательно относиться к таким, как я. Иным. Ну, вы поняли». Буквально через пару дней, впрочем, тот же Гоголь-центр как ни в чем не бывало посетил еще один «иной» — Франсуа Озон. Герой его последней работы «Новая подружка» — трансвестит, как и в третьей ленте Долана «И все же Лоранс». Однако для обоих режиссеров вопрос половой принадлежности отступает на второй план по сравнению с более глобальными и универсальными проблемами — конфликта поколений, поиска своего места и предназначения в мире и отчаянной тоски по искренней и чистой любви. Именно над этим размышляет Долан в «Мамочке» — если не лучшей, то уж точно самой зрелой и вдумчивой картине в его небольшой, но насыщенной фильмографии.

© Shayne Laverdiere

 

Изумительная актриса Анн Дорваль явно неровно дышит к ролям рефлексирующих матерей-одиночек. В долановском дебюте «Я убил свою маму» она безуспешно искала общий язык с сыном-подростком в исполнении самого девятнадцатилетнего Ксавье, а в «Воображаемых любовниках» махнула рукой на богемные чудачества кудрявого отпрыска-бонвивана Нильса Шнайдера.

Ее «мамочка» Диана — женщина сильная и независимая, сидеть в четырех стенах и быть домохозяйкой явно претит ее самолюбию, поэтому уход за импульсивным Стивом (Антуан Оливье-Пилон) она тянет на себе, как ярмо, разрываясь между любовью к нему и желанием жить своей жизнью. Шататься по ресторанам и барам, гулять с подругами, встречаться с мужчинами. Стив же страдает от странной смеси синдрома Туретта, дефицита внимания и повышенной гиперактивности, и внезапные неконтролируемые вспышки ярости делают из чуткого и нежного паренька злобного невротичного монстра. Взрывоопасность отношений Стива и Дианы уравновешивается флегматичностью их соседки Кайлы (Сюзанн Клеман), тихой заикающейся учительницы, которая соглашается давать парню частные уроки.

© Shayne Laverdiere

 

Несмотря на общие мотивы межпоколенческой вражды, какую-либо связь «Мамочки» со своими предыдущими лентами Долан категорически отрицает. И действительно, здесь он вышел на принципиально новый уровень мастерства, представив камерную, в общем-то, историю не только глазами юного «бунтаря без причины», а будто в трехмерном измерении, со стороны представителей разных личностных архетипов. И в этом менаж-а-труа, прежде всего, психологическом, хоть и не лишенном налета сексуальности, энергетика хлещет через край, эмоции зашкаливают, а на удивление органичное актерское трио демонстрирует такой высочайший уровень мастерства, что сам Станиславский, сойди он с небес на грешную Землю, рукоплескал бы им стоя.

Непривычный формат изображения 1:1 (или, проще говоря, «квадрат»), использованный Доланом еще в клипе Indochine «College Boy», позволяет ему выбрасывать из кадра все лишнее, рассматривать героев, как под микроскопом, вчитываться в их лица и препарировать чувства, а также концептуально очертить ограниченность мирка, в котором они вынуждены существовать.

Границы кадра растягиваются всего дважды, и не ради эксперимента с формой как такового — да и вообще, облик «Мамочки» гораздо более сдержан и гармоничен, чем, скажем, хипстерская вычурность «Воображаемых любовников» или галюциногенная макабричность «Тома на ферме».

Подобно героям ранних лент Жана-Люка Годара, разделившего с Доланом Приз жюри 67-го Каннского кинофестиваля, Стив и Диана изо всех сил пытаются прорвать рамки экзистенции, познать свою сущность, пережив глубокий внутренний кризис, обрести свободу и равновесие в этом, мягко говоря, не самом уравновешенном и дружелюбном мире. Но ни мир этот, ни героев, смятенные души которых мечутся из крайности в крайность, Долан не судит и не клеймит — он лишь пристрастно наблюдает. И фиксирует наблюдаемое со стихийной непринужденностью и максимальной естественностью.

© Shayne Laverdiere

 

К 25 годам Ксавье Долан проделал путь от «анфан терри6ля» независимого кино до иконической фигуры инстаграм-поколения, режиссера энергичного и уверенного в себе, с узнаваемым авторским почерком и безукоризненным чувством стиля. Сразу после каннской премьеры «Мамочки» восторженное согласие на роль в англоязычном дебюте Долана, «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована», дала Джессика Честейн, а сам фильм Канада выдвигает на «Оскара». Предоставим экранным родительницам разбираться с их неугомонными чадами как им заблагорассудится. Мать же самого Ксавье, кажется, вполне может им гордиться.

«Мамочка»
Фильм Ксавье Долана в российском прокате с 13 ноября

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно