• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Дипан»

8 Декабря 2015 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Дипан»

Кадр из фильма «Дипан»


© outnow.ch

Режиссер – Жак Одиар

В ролях – Джесутасан Антонитасан, Калиеасвари Свринивасан, Клодин Винаситамбу

В российское медийное пространство, взбудораженное трейлерами супергеройских блокбастеров и новыми лентами Рона Ховарда («В сердце моря») со Стивеном Спилбергом («Шпионский мост»), кинокартина «Дипан» прокралась на цыпочках, почти незаметно. Какого, казалось бы, иного эффекта можно ожидать от фильма с названием, напоминающим то ли населенный пункт во Франции, то ли супермаркет в Подмосковье, и актерами-дебютантами с похожими на скороговорку фамилиями (Джесутасан Антонитасан, Калиеасвари Сринивасан, Клодин Винаситамбу)? Да и режиссер Жак Одиар, будучи важнейшим современным французским постановщиком, – не законодатель мод, а скорее маститый прижизненный классик. Снимает себе раз в три года блестящее кино, а упомянешь его в светской беседе – собеседники вежливо покивают, да и на другую тему разговор переведут. И Каннский кинофестиваль-2015 «Дипан» выиграл так же тихо, не вызвав ни фурора, ни скандала; да, были в конкурсной программе ленты и посильнее, но были и послабее, так что чего теперь судить да рядить  возглавлявшим жюри братьям Коэн, наверное, виднее. Зато теперь, когда эхо от жутких парижских террактов до сих пор бьет по ушам, фильм об акклиматизации бывшего «тамильского тигра» в мирном социуме приходится чертовски ко двору.

Фальшивое имя Дипана берет боевик-сепаратист из Шри-Ланка Сивадхасан, перебираясь жить в Ле Пре-Сен-Жерве, северо-восточный пригород Парижа, вместе с ненастоящими женой и девятилетней дочерью. Ведь даже у такой эрзац-семьи больше шансов получить временное убежище, чем у одиночки. Зарыв топор войны в толерантную европейскую почву, он подрабатывает сторожем, уборщиком и слесарем для местного ЖКХ, крышуемого бандитами, наркоторговцами и прочими маргиналами. Псевдо-дочурка идет в школу, где тут же становится изгоем, а псевдо-супруга, ни слова не понимающая по-французски, устраивается сиделкой к немощному отцу одного из окрестных криминальных авторитетов. О родственных чувствах приходится только мечтать, да и хулиганы с района не особо рады очередным «понаехавшим», что подчеркивается даже на уровне лингвистики – фильм почти полностью снят на тамильском языке. Время от времени в воздухе трещат выстрелы, кому-то ломают колени бейсбольной битой, а объявившиеся по соседству бывшие коллеги по партизанской борьбе пытаются втянуть Дипана в международную торговлю оружием – и он постепенно понимает, что всего лишь поменял одну войну на другую. Только на этой, новой войне он уже не убийца, а мишень.

Кадр из фильма «Дипан», фото outnow.ch

Из всех лент Одиара «Дипан» стилистически и тематически ближе всего к «Пророку» – яростному памфлету о корсиканско-мусульманских тюремных разборках. Тот же документальный флер, злободневная социальная проблематика и нелицеприятный портрет современной Франции глазами иностранца. Грязное гетто, сумрачные лица, мусор, пот, кровь, депрессия и высококонцентрированная ненависть. И, в отличие от каких-нибудь Эрика Толедано и Оливье Накаша, рвущих на себе рубашки с воплями «ребята, давайте жить дружно», Одиар идет от обратного, сводя любую коммуникабельность к минимуму и провозглашая устами Дипана: с волками жить – по волчьи выть. Он ни в коем случае не эстетизирует насилие – большой художник бы себе этого не позволил, но с убийственной и даже лиричной грациозностью подводит к мысли о его неизбежности. Размеренное бытописание неказистой жизни нелегальных иммигрантов перерастает в кровавую баню так логично и непринужденно, будто подобный исход был заранее предрешен. Будто не осталось на планете ни единого уголка, где не нужно готовиться к войне, если хочешь мира. Будто сами эти категории, расплывшись, исчезли в мутной сюрреалистической дымке, путь через которую в мощных финальных сценах прогрызает Дипан – человек, который просто хотел жить по-своему.

Последний на данный момент фильм Одиара, лишенный как бескомпромиссного бешенства «Пророка», так и эмоционального надрыва «Ржавчины и кости», не электрифицирует зрителя, а скорее вводит в транс; ему трудно симпатизировать, но не проникнуться к нему уважением сможет разве что фонарный столб. Так же как и к главному герою, исполнитель роли которого сам служил в рядах Тигров освобождения Тамил-Илама и долго скитался по Юго-Восточной Азии, пока в 1993-м не получил политическое убежище во Франции (Антонитасан, ныне - известный писатель, говорит, что история Дипана для него автобиографична ровно наполовину). Тучи на горизонте новейшей европейской истории сгущаются, и Одиар, сохраняя в грядущем (текущем?) конфликте нейтралитет, считает своим долгом осторожно напомнить о такой штуке, как гуманизм. И о том, что тьма не может разогнать тьму - только свету это под силу. Осталось лишь отличить одно от другого.

«Дипан»

Фильм уже в прокате. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно