• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Сын Саула»

8 Апреля 2016 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Сын Саула»

«Сын Саула»


© outnow.ch

Освенцим, 1944 год. Еврей Саул (Шауль) Ауслендер — член зондеркоманды, особой бригады узников, сопровождающей других заключенных в газовые камеры и сжигающей их трупы. После очередной зачистки он обнаруживает мальчика, случайно выжившего и убитого нацистским врачом отдельно от остальных. Приняв его за собственного сына, Саул решает выкрасть и захоронить тело.

Для этого ему нужно найти раввина для произнесения над погибшим молитвы — кадиша. Выход Саула за пределы своего барака может навлечь подозрения на его сокамерников, готовящих заговор против лагерных бригад СС, но поиски раввина становятся для него единственным наваждением, реактивом сопротивления, смыслом существования... Хотя Саул совсем не уверен, своему ли сыну он так упорно старается отдать последний долг. Точнее, не помнит — а был ли у него вообще сын?

Когда венгерская лента «Сын Саула» взяла четыре приза в Каннах, пусть и уступив «Золотую пальмовую ветвь» политкорректному «Дипану», стало ясно, что интрига в самой интересной оскаровской категории, «Лучший фильм на иностранном языке», убита наповал. Особенно в отсутствие среди конкурентов греческого «Лобстера» и бельгийского «Новейшего завета».

Дебютировавший в полном метре 39-летний Ласло Немеш, бывший ассистент Белы Тарра и поклонник Тарковского, Бергмана, Антониони и Малика, создал венгерский ответ советскому шедевру «Иди и смотри», в том числе и буквально. Большинство физических действий героя (его выразительно играет поэт и бывший панк-рокер Геза Рериг) сводятся к тому, что он лихорадочно мечется по баракам и бросает по сторонам напряженные взгляды.

Кадр из фильма «Сын Саула». Фото: outnow.ch

С его пятиминутной проходки, снятой одним кадром, собственно, и начинается фильм, на 90% построенный на крупных и средних планах, с минимумом диалогов и монтажных склеек и совсем без закадровой музыки, но при этом с бешено пульсирующим внутренним ритмом. «Сын Саула» — не антивоенный памфлет об узниках концлагерей или холокосте, а предельно узкая драма жалкого, невзрачного, униженного, забитого существа, в котором вдруг пробуждается воспоминание о том, что прежде делало его человеком. Остальное — лишь фон, мягко утекающий в расфокус, когда спина Саула с намалеванным на рубахе кровавым крестом на несколько мгновений перестает маячить перед глазами. Невидимый ад всегда особенно страшен.

В одном кадре «Сына Саула» больше реализма и правды — тихой, злой, почти безнадежной, чем во всех остальных оскаровских номинантах вместе взятых. К чему, действительно, правда в каком-нибудь «Марсианине», где Мэтт Дэймон прокалывает перчатку и носится в космосе а-ля Железный Человек. Но в случае Ласло Немеша обрушить конструкцию фильма могла бы единственная фальшивая нота, неверное движение или наигранный взгляд — чего, к счастью, здесь нет и в помине. Как нет и чрезмерного натурализма, в который бы непременно ударился более твердолобый постановщик, смакуя штабеля бутафорских трупов или валящий из труб густой черный дым. Лишь исцарапанные ногтями стены, блики пламени в безумных глазах Саула, эхо от ударов по стенам крематория сотен кулаков. Жуткая какофония закадровых выстрелов и воплей на восьми языках. Если бы живопись можно было слушать, то примерно так, наверное, звучал бы «Страшный суд» Питера Брейгеля. Фильм Немеша — кино о живых человеческих страданиях и о мучительном рождении катарсиса в мутной жиже грязи и крови.

В метаниях и попытках внутреннего очищения Саула кроется высшая цель искусства как такового — наделение человека оружием противостоять жизни, пытающейся смести его паровым катком. Схожее определение ему дал тот же Тарковский — «своеобразного способа исповеди во имя обретения новых нравственных источников в себе самом». И «Сын Саула» — это действительно история одной исповеди маленького человечка, который то ли герой, то ли предатель, то ли безумец, то ли святой. А скорее — все это понемножку. Как и каждый из нас, пожалуй.


«Сын Саула»
Фильм в российском прокате с 14 апреля.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно