• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Капитан Фантастик»

28 Июля 2016 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Капитан Фантастик»

Вигго Мортенсен в фильме «Капитан Фантастик»


© outnow.ch

Даже спустя месяц после закрытия ММКФ киноактивность в Москве и не думает затихать. Пока лето плавно клонится к закату, институт Стрелка приютил новый Strelka Film Festival с роскошной программой из crème de la crème важнейших международных киносмотров от Канн до Торонто.

После неоднозначного фильма открытия от датского провокатора Николаса Виндинга Рефна («Неоновый демон») выбор ленты для второго дня фестиваля, «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, пришелся по вкусу практически всем. Ну или во всяком случае тем, кто еще не утратил способности видеть, слышать и чувствовать. Широко известный в узких кругах артист Росс, на счету которого разнокалиберные роли у Гиллиама, Стиллмана, Клуни, Скорсезе и Джона Ву, переквалифицировался в режиссера еще в 2009 году. Ни его короткий метр «Человеческие ресурсы», ни полнометражный дебют «28 спален» особой сенсацией не стали, но теперь он сделал семимильный скачок навстречу не только всеобщему обожанию, но и новому — высочайшему — уровню мастерства. Дальнейшие творческие планы Росса пока туманны, но Приза за лучшую режиссуру в Каннской программе «Особый взгляд» и Премии зрительских симпатий в Карловых Варах вполне достаточно, чтобы заложить для этих планов прочный фундамент.

Бородатый Вигго Мортенсен, в последнее время слегка увязший в экзистенциальных притчах вроде «Хаухи» и «Вдали от людей», в общем-то мог бы обеспечить фильму Росса грандиозный успех и в одиночку. Мужских ролей лучше его Капитана Фантастика, эксцентричного отца-одиночки по имени Бен с весьма специфическими представлениями о воспитании детей, в этом году еще поискать. Фантастик — это своеобразный Робинзон XXI века, дикарь-отшельник с грустным взглядом и интеллектуальным багажом весом в несколько университетских образований. Блага цивилизации и достижения технологического прогресса он категорически отрицает, довольствуясь ведением натурального хозяйства в чащобах Орегона.

Вигго Мортенсен в фильме «Капитан Фантастик», фото: outnow.ch

Бен и его шесть отпрысков постреливают из лука, собирают мед и плещутся в озерах — а потом штудируют сложные философские трактаты, тренируют навыки рукопашного боя и слушают Баха. С раннего детства папаша прививал им неукротимую тягу к свободе, презрение к капиталистическому обществу потребления и почтение к трудам Ноама Хомского (его день рождения они празднуют вместо Рождества). Вот и росли они, как трава, цитируя Маркса и не подозревая о существовании ни Леди Гаги, ни «Стартрека» — пока в эту идиллию не ворвалось известие о смерти их матери. И семейству Бена пришлось резко погрузиться в старенький автобус и вырулить прямиком в большой мир, отправившись на похороны в другой конец Соединенных Штатов. Из тихого лесного уединения — в гущу непривычной шумной обыденности. И теперь сама эта обыденность, заурядная бытовуха становится для них причудливее самых смелых фантазий.

Фото опубликовано BitTorrent (@bittorrent) Июл 26 2016 в 2:23 PDT

Конечно, обязательно найдутся те, кого «Капитан» как минимум взбесит. Все странное часто вызывает недоумение у здравомыслящей прослойки человечества, а «Капитан» — произведение дьявольски странное. И при этом — едва ли не лучшее, что случалось с американским независимым кинематографом за последние годы. Картина Росса абсолютно первобытна по своей стихийной, внутренней силе, но ее языческие буйства насквозь пропитаны мудрой восточной философией самопознания и гармонии с окружающим миром. Ее герои — дзенские безумцы, просветленные бродяги бескрайних равнин и пустынных автострад, горланящие гимн жизни в самой грубой, сырой и одновременно чистой ее форме. Они голышом носятся по лугам, вымазываются грязью и читают Достоевского при свете костров, пылающих в прозрачном безмолвии ночи. В их волосах хрустит пыль великой керуаковской Дороги, в крови бурлит святая неугомонность весельчаков-битников, а в бутылках сладким хмелем плещется Американская мечта.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик», фото: outnow.ch

На первый — поверхностный — взгляд, «Капитан» — кино вполне зрительское, уютная инди-мелодрама о семейственности и задорном анархическом буйстве нового поколения young americans. Но из общей непринужденности, подобно распахивающемуся навстречу солнцу бутону цветка, каждую минуту вырастают десятки вопросов. Где грань между отцом-сумасбродом и отцом-тираном? Между свободой и чуть ли не антиутопической замкнутостью среды обитания его детей? Между искренней верой в правильность своего пути и фанатичной одержимостью? Бесчисленные «где», «как» и «зачем» закручивают разум в небольшой торнадо, но это не промывка мозгов, а деликатный расслабляющий массаж. Зрителю всегда приятно, когда его считают умным.

Каждый поступок героев «Капитана» можно с равной силой похвалить, высмеять или осудить, но все они непрерывно барабанят по традиционной буржуазной культуре и морали, будто невидимые шарики для пинг-понга. Барабанят вроде бы не сильно, но с болезненной частотой. Причем протест Росса ничуть не яростный, скорее даже беззлобный, полный добродушного снисхождения и подтрунивания над обывателями. Ведь, если подумать, на них и сердиться-то не стоит. Похихикать — и пожалеть. Как в той сцене, где Мортенсен в чем мать родила вываливается из трейлера и будничным тоном сообщает проходящей мимо ошарашенной пожилой чете: «Да, это член! И он есть у каждого мужчины». И как бы вы ни относились к подобным выходкам, против одного простого факта бессильны любые разумные аргументы и возражения. «Капитан Фантастик» — редчайший фильм, после которого — без единой задней мысли - нестерпимо хочется жить.

«Капитан Фантастик»

Фильм в прокате с 11 августа. Саундтрек Алекса Сомерса доступен в Apple Music

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно