• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Патерсон»

6 Февраля 2017 | Автор текста: Елизавета Калугина
ROLLING STONE:
«Патерсон»

Адам Драйвер в фильме «Патерсон»


© outnow.ch

В сонном американском городке Патерсон живет спокойной, размеренной жизнью водитель автобуса, имя которого совпадает с названием города. После работы он пишет стихи на берегу у водопада, гуляет с собакой и выпивает кружку пива в баре за углом. Патерсон счастливо женат на нежной и чудаковатой Лауре и совершенно доволен своей жизнью. Звучит как экспозиция, но это завязка, развитие действия и кульминация одновременно.

Джармуш всегда знал, как удивить зрителя, не прибегая к фонтриеровским приемам вроде демонстрации в кадре отрезанных подручными предметами гениталий и анатомичных постельных сцен. Несколько десятилетий маэстро трепетно и скрупулезно исследовал души изгоев и аутсайдеров. В 2013-м он немного удивил всех, выпустив меланхоличную ленту о богемных вампирах, утомленных бессмертием, с Тильдой Суинтон и Томом Хиддлстоном в главных ролях. И вот сейчас Джармуш представил новую картину, похожую на его предыдущие фильмы не больше, чем одержимый винилом и древними фолиантами вампир на безработного венгерского иммигранта из его дебютного триумфа «Более странно, чем в раю».

Вампирская драма «Выживут только любовники» Джармуша в Торонто

«Патерсон» — это зарисовки сцен из простой жизни и, возможно, одно из лучших определений счастья в истории кино. Это также и аллюзия на небезызвестное «все счастливые счастливы одинаково»: лента полна преднамеренных повторений — все циклично, все закономерно и в конечном счете все знакомо. Фильм охватывает неделю из жизни героев; он неспешный, неизменно эстетичный и полон такого глубокого умиротворения, что под него вполне можно медитировать. Порой «Патерсон» даже чем-то напоминает «День сурка»: все дни начинаются почти одинаково и так же одинаково заканчиваются, меняются лишь детали. Здесь нет ни временных петель, ни серьезных конфликтов, ни ответов на вселенские вопросы — перед зрителем лишь картина простого человеческого счастья.

Впрочем, фильму не чужда и назидательная интонация: герой никогда не жалуется, ценит все, что у него есть, и неизменно добр к окружающим. В противовес ему в фильме появляется хронически недовольный всем на свете индус: играющей на скрипке дочерью, переезжающей в его дом тещей, мечтающей поехать в отпуск женой и даже котом-диабетиком. Мораль истории, кажется, так же проста, как и мотивационные посты в tumblr: радуйтесь жизни, цените то, что у вас есть, любите то, что делаете, и делайте то, что любите. Герой и впрямь с удовольствием водит автобус, и, несмотря на то, что его стихи проникновенны и самобытны, амбиции его не тяготят — ему нравится сидеть за рулем и прислушиваться к разговорам пассажиров.

Подобно пронизанному осенним солнцем водопаду Грейт-Фолс, у которого Патерсон любит сидеть с ручкой и блокнотом, картина наполнена поэзией в прямом и переносном смысле. Сами стихи героя являются частью сюжета. Поэзией дышит небольшой домик, пропитанный музыкой и светом; поэтично поскрипывает старый автобус, шелестят черно-белые шторы. Как бы невзначай мелькают образы поэтов, стоявших у истоков эпохи Возрождения: в коробке Патерсона с секретным блокнотом и завтраком — фотография Данте, а его жена с улыбкой замечает, что ее зовут, как возлюбленную Петрарки.

Имя главного героя и название городка совпадают отнюдь не случайно. Пишуший стихи водитель автобуса — в некотором смысле душа города, которому присуща особая американская простота, сочетающаяся с загадочной поэтичностью. Это родина одного из крупнейших поэтов США Уильяма Карлоса Уильямса и легендарного битника Аллена Гинзберга. Словом, улыбчивый парень в униформе с потертым томиком стихов в руках -это своего рода американская мечта Джима Джармуша. Мечта, в которой, в отличие от классического определения «американ дрим», нет ни капли тяги к потреблению, а только огромное и неудержимое желание созидать.

Джим Джармуш: Что скрывается за солнечными очками режиссера

Сам Джармуш характеризует героя вполне лаконично: «Это просто парень, который водит автобус и пишет стихи». Около месяца назад киногуру посетовал в интервью украинскому «Vogue», что о простых парнях не снимают фильмов. Что ж, стараниями Джима Джармуша такой фильм наконец выходит на экраны. И несмотря на кажущуюся простоту, картина настолько трогательна и глубока, что вполне способна заставить зрителя пересмотреть устоявшиеся определения счастья. «Возможно, быть счастливым значит просто писать стихи под шум водопада в погожий осенний день и возвращаться домой к тому, кто вас любит?» — «Патерсон» словно бросает в пространство этот риторический вопрос, умышленно оставляя за бортом большие амбиции и мечты. Эту тему он оставляет «Ла-Ла Ленду».

Режиссер — Джим Джармуш

В ролях — Адам Драйвер, Голшифте Фарахани, Нелли

 

«Патерсон»

Фильм в прокате с 16 февраля. 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно