• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Лунный свет»

22 Февраля 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Лунный свет»

Кадр из фильма «Лунный свет»


© outnow.ch

Если и существуют какие-то препятствия на пути «Ла-Ла Лэнда» к головокружительному триумфу на «Оскарах», то драма Барри Дженкинса «Лунный свет» — важнейшее из них. И хотя итоги Золотого Глобуса никак не влияют на решения киноакадемиков, «Глобус» «Света» в ключевой номинации, за лучший фильм, — серьезная заявка на успех. В контексте прошлогодних обвинений «Оскара» в расизме победа ленты Дженкинса, номинированного в восьми категориях, теперь будет логична как минимум в трех.

Помимо, собственно, «лучшего фильма» (в исполнительные продюсеры записался сам Брэд Питт), Махершала Али может запросто обойти Джеффа Бриджеса как лучший актер второго плана, а Наоми Харрис схлестнется с двумя другими чернокожими актрисами, Вайолой Дэвис («Ограды») и Октавией Спенсер («Скрытые фигуры»), в аналогичной женской номинации. Наряду с ними, режиссер и исполнитель центральной роли в «Оградах» Дензел Вашингтон грозится вырвать победу в номинации за лучшую мужскую роль у Кейси Аффлека («Манчестер у моря»). Рут Негга из «Лавинга» Джеффа Николса о запретном межрасовом браке в США конца 50-х робко проскользнула в число номинантов за лучшую женскую роль. А среди документальных картин оказался проект с говорящим названием «I Am Not Your Negro», исследующий расовые проблемы на основе материалов известного афроамериканского правозащитника Джеймса Болдуина. Конечно, далеко не все эти фильмы в итоге окажутся в числе лауреатов, но факт их выдвижения показателен. За минувший год «Оскар» из «so white» превратился в «so black» — тенденция, по мнению многих, слишком уж отдающая благопристойным душком политкорректности. Но даже с учетом подобных веяний времени стоит признать: «Лунный свет» достоин своих почестей как никто другой.

История взросления юного Шарона на разлинованных неоном улицах Майами подана в трех актах. В первом из них он — тощий мальчишка, мишень для постоянных насмешек одноклассников. Во втором — угловатый подросток в нелепых узких джинсах, вместо издевок стойко сносящий тумаки. В третьем — брутальный мужик с золотыми коронками на зубах и стволом за заднем сиденье автомобиля. Жизнь Шарона в промежутках между этими этапами остается за кадром, и Дженкинс показывает зрителю ее ключевые вехи, как правило, парой случайно промелькнувших реплик в диалоге. Более чем достаточных, чтобы уловить происходящие в герое экзистенциальные метания. Малыш становится Шароном, Шарон — Черным («Little», «Chiron» и «Black» — именно так озаглавлены акты), до неузнаваемости меняется внешне, за исключением одной детали, характерной для него в любом возрасте. Это робость, затравленность во взгляде и призрак тотального, вселенского одиночества, присущие, наверное, каждому росшему без отца мальчишке, чья психованная мамаша непрерывно кочевала между наркопритонами и рехабами.

Анти-Голливуд 2016: Хорроры, странности и документальные фильмы

Ответственность за мужское воспитание парня временно берет на себя уличный дилер Хуан (небольшая, но мощная роль Али), и с ним-то юный Шарон и обсуждает впервые проблему сексуальной самоидентификации. «Ты можешь быть геем, но никому не позволяй называть себя педиком», — произносит Али, на свой манер переиначивая классическую дилемму из Достоевского и по-резонерски заявляя, что «Лунный свет» — нечто большее, чем очередная конъюнктурщина об ущемлении чернокожих или гомосексуалистов.

Хождение Шарона по мукам — это абсолютно универсальный рассказ о «дрожащей твари», отстаивающей право быть собой, сохранить свою чуткую и трепетную душу вопреки всей грязи и мерзости. Внешний мир за окном его домика в гетто такой большой и беспощадный, а внутренний мир — хрупкий, как скорлупа, сколько бы килограмм мышц он ни нарастил.

В целом «Лунный свет», признанный чуть ли не самым противоречивым фильмом года, оказывается на удивление целомудренным и деликатным; в нем почти нет драк и совсем нет погонь, перестрелок и прочих клише, свойственных ряду аналогичных картин о трудностях выживания в неблагополучных районах. Пошлости и сальности, к огорчению злопыхателей, здесь тоже не найти. Но в самых спокойных вроде бы сценах, когда герои молча смотрят друг на друга — или, наоборот, изо всех сил стараются не смотреть — он электризует сильнее любого боевика. Не в последнюю очередь — благодаря филигранной игре артистов, каждый из которых, будь то никому не известный Алекс Хибберт (Шарон в детстве) или звезда «бондианы» Наоми Харрис (мать Шарона), безусловно достоин высших наград.

Пять лет назад на фестивале «Сандэнс» прогремел фильм «Отверженная» от режиссера Ди Риис — ее последняя работа, «Ферма «Мадбаунд» с Гарретом Хедлундом и Кэри Маллиган, выстрелила на том же «Сандэнсе» прошлым летом. Главная героиня «Отверженной», чернокожая девушка из Бруклина, будучи лесбиянкой испытывала те же трудности с социализацией, что и Шарон, да и вообще обе ленты роднит не только тематика, но и непринужденное изящество.

«Лунный свет», в отличие от андеграундной «Отверженной», выходит в мейнстрим и задает новые стандарты качества для подобных инди-драм, презирающих такие условности, как цвет кожи или сексуальная ориентация. Нет больше ни фильмов о неграх, ни фильмов о геях — есть фильмы о людях, об их потерянной невинности и утраченном рае, а еще — о том, как быстро уходит время. Не успеешь оглянуться, а у тебя уже подрастает маленький сын, и скучная работа в крошечной кафешке вдруг начинает казаться вполне приятным времяпрепровождением. «Полное дерьмо, чувак», — говорит Шарон. На что его друг Кевин отвечает: «Нет, чувак. Это жизнь». А за балконной дверью сонно ворчит океан. И ветер, высушивая скупые мужские слезы, тихо нашептывает тебе в ухо: может, в этот раз именно ты будешь спасен.

«Лунный свет»

Фильм уже в прокате. Саундтрек Николаса Брителла доступен в Apple Music 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно