• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Конг: Остров черепа»

7 Марта 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Конг: Остров черепа»

«Конг: Остров черепа»


© outnow.ch

Выдержанная в стилистике «Апокалипсиса сегодня» промо-кампания фильма «Конг: Остров черепа» настраивала на мрачноватый лад. С выхода «Кинг Конга» Питера Джексона прошло не так много времени, но новому десятилетию уже понадобился новый Конг. Не романтик, похищающий экзальтированную блондинку и трогательно жертвующий ради нее жизнью на крыше Эмпайр Стейт Билдинг, а воитель, и защита своих владений для него — дело чести. Ведь необходимость в этой защите возникает с завидно регулярностью, когда из-под земли выползают злобные доисторические ящеры и устраивают на Острове черепа форменную мясорубку, чем сильно удручают мирных туземцев. Последние относятся к Конгу как к Богу и от его столкновений с кровожадными рептилиями стараются держаться подальше, в отличие от группы ученых во главе с геологом Биллом Рэндой (Гудман), недальновидно вклинившейся в противостояние титанов во время исследовательской экспедиции.

Но сентиментальные 1930-е остались далеко позади, на дворе — ревущие 1970-е, только-только отгремела война во Вьетнаме, и больше никто не едет на отдаленные неизведанные земли для киносъемок: цели экспедиции Рэнды прямо противоположны мирным научным изысканиям. Не случайно исследователей сопровождает отряд солдат под руководством полковника Пакарда (Сэмюэл Л. Джексон), который, будучи убежденным воякой, не мыслит себя на гражданском поприще и охотно согласился на подобную авантюру ради возможности еще немного поносить форму «хаки» и пострелять из ручного пулемета. Благо истинная цель поездки — найти и обезвредить Конга как потенциальную угрозу всему человеческому роду — вполне этому способствует. Ну и, конечно, надо успеть разведать таинственный остров «раньше русских» — на историческом контексте холодной войны в ленте делается особый акцент. Не случайно Рэнда нанимает в качестве проводника опытного следопыта Конрада (Том Хиддлстон), с трудов оторвав его от стакана в прокуренном сайгонском кабаке. За освещение кампании в СМИ отвечает журналистка Уивер (Бри Ларсон), беспристрастно фиксируя все происходящее через объектив фотокамеры в надежде на сенсационные кадры.

Том Хиддлстон: два актера в одном теле

«Мужчины воюют, когда им чего-то не хватает», — говорит герой Джона Гудмана, прежде чем пропустить последнюю перед отплытием рюмочку виски. Кино, в принципе, снимают по схожим причинам, и создатели «Острова черепа» (режиссерское кресло занял автор инди-хита 2013 года «Короли лета» Джордан Вот-Робертс) стремились вписать примата в естественную среду обитания, где вооруженные до зубов людишки кажутся ничтожными муравьями по сравнению с объектом их охоты. Сам Конг здесь — настоящий великан, и его масштабы, внушавшие уважение еще на стадии трейлеров, вкупе с поразительной визуальной прорисовкой, действительно впечатляют. Хотя и в 1933-м смехотворная сейчас фигура Конга вызывала у людей такой трепет, что особо пугливых увозили с сеансов на «скорой помощи». Воистину каждому времени — свой Конг.

Досадно, что кроме зрелищных спецэффектов и ностальгического саундтрека — когда в непролазных лесных дебрях звучит «Ziggy Stardust», это, признаться, нечеловечески круто — картине Вот-Робертса практически нечего вынести на суд зрителей. Все сюжетные перипетии можно записать на спичечном коробке, а плоские персонажи с парой строчек биографии на каждого не сильно превышают глубиной характеров пластмассовые фигурки из игрушечных детских наборов. Талантливые в общем-то артисты старательно торгуют физиономиями и красуются в позах, больше подходящих для страниц глянца, чем для озаренных отблесками напалма смертоносных джунглей — придумывать всевозможных монстров, между делом перекусывающих бессловесными статистами, создателям было явно интереснее, чем париться из-за такой мелочи, как межчеловеческие отношения и конфликты.

Удачное исключение — играючи затыкающий за пояс титулованного Хиддлстона Джон С. Райли в роли местного Бена Ганна, чудаковатого мужичка по имени Хэнк Марлоу. Его самолет был сбит над островом во Вторую мировую, и с тех пор он оторван от внешнего мира, ничуть не утратив бодрости духа и чувства юмора — единственный герой, который хотя бы пытается шутить на фоне общей непробиваемой трагичности, уже дорогого стоит. Не то чтобы всякий блокбастер с бюджетом за сто миллионов долларов мог похвастаться искусной драматургией — но в эпоху «Гражданской войны» и «Логана» «Конг» воспринимается как игра в кубики по сравнению с «Монополией».

Помимо постеров с вертолетами на фоне кровавого заката, «Конг» заигрывает с «Апокалипсисом сегодня» в изображении Пакарда — даже его воинское звание является оммажем полковнику Курцу. И хотя режиссер Вот-Робертс — ни капли не Фрэнсис Форд Коппола, да и Сэмюэл Л. Джексон, при всем колоссальном уважении к его заслугам, — не Марлон Брандо, противостояние Пакарда и Конга вышло довольно занятным. Оператор Ларри Фон часто снимает их в совершенно идентичных ракурсах, до максимума выкручивая градус суровости в молчаливой дуэли взглядов на крупных планах, и вопрос о том, кто же тут все-таки истинный монстр, до конца остается дискуссионным. Человек изначально вторгается на чужую территорию с намерением сеять смерть, а обезьяна вынуждена в лепешку расплющивать своих преследователей, чтобы спастись самой и выдержать оборону против «черепозавров», в терминологии Хэнка. Но эта сюжетная линия — не более чем красивая цитата, и удивительно, как авторам фильма хватило такта не воспроизводить избитую фразу про запах напалма, а вместо «Полета валькирий» включить Jefferson Airplane и Creedence Clearwater Revival. Что, впрочем, совсем не избавляет от ощущения, будто смотришь прилежный, до комичного серьезный трибьют.

В «Острове черепа» определенно есть рок-н-ролльный дух, удаль и чисто мальчишеская бесшабашность; мальчишки, очевидно, и придут от него в восторг. Но если основными достоинствами новой киновселенной, открытой «Годзиллой» Гарета Эдвардса, так и останутся лишь разнокалиберные «фантастические твари», долгая и счастливая жизнь ей вряд ли грозит. «Ужас, ужас», — хрипел умирающий Курц в финале великого творения Копполы — и в финале «Конга» эти слова тоже были бы уместны. Печальная эпитафия, ничего не скажешь.

Режиссер — Джордан Вот-Робертс

В ролях — Том Хиддлстон, Джон Гудман, Сэмюэл Л. Джексон 

«Конг: Остров черепа»

Фильм в российском прокате с 9 марта. Саундтрек Генри Джекмэна в Apple Music

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно